Завершилось создание ТПУ "Окружная" - Московский часовой
16:43 03.11.2022

Завершилось создание ТПУ "Окружная"

Заработали северный вестибюль станции метро и северный вестибюль станции первого Московского центрального диаметра (МЦД-1).
Завершилось создание ТПУ "Окружная"

В столице заработали новые объекты пассажирской инфраструктуры транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Окружная": северный вестибюль станции метро и северный вестибюль станции первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Их открыли Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров.

"Сегодня здесь открывается самый крупный транспортно-пересадочный узел на севере Москвы. Еще несколько лет тому назад была примитивная платформа, даже без навеса, одна-единственная. За несколько лет построен целый ряд уникальных объектов: новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро, МЦК, запущены Московские центральные диаметры, и сегодня все эти три вида транспорта объединены вестибюлями и переходами. Уже сегодня вместо двух тысяч пассажиров, которые раньше пользовались этой платформой, ежедневно пересаживаются около 40 тысяч человек, и в ближайшие два-три года количество пассажиров благодаря этой инфраструктуре увеличится до 80 тысяч", — сказал мэр Москвы.

Новый ТПУ стал полноценным крупным вокзалом на севере города. Благодаря ему значительно расширятся возможности для пересадки с разных видов транспорта и улучшится транспортное обслуживание около 400 тысяч жителей близлежащих районов.

ТПУ "Окружная": история создания

Транспорто-пересадочный узел "Окружная" начали строить в 2014 году. В 2016-м открыли новую станцию Окружная Московского центрального кольца (МЦК). Еще через два года, в 2018 году, старая железнодорожная платформа Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД) была перенесена на эстакаду ближе к станции МЦК. На Окружной стали останавливаться поезда "Аэроэкспресса". Сегодня примерно 10% пассажиров пользуются этой станцией, чтобы добраться в аэропорт Шереметьево.

В том же 2018 году первых пассажиров приняла станция "Окружная" Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.

В 2019-м Савеловское направление МЖД стало частью МЦД-1. В 2021 году на станции Окружная МЦД-1 были открыты вторая платформа и вторая очередь южного вестибюля.

Таким образом, ТПУ "Окружная" стал крупнейшим пересадочным узлом севера Москвы, объединившим три станции рельсового каркаса: метро, МЦК и МЦД-1, а также маршруты поездов «Аэроэкспресса» и наземного городского транспорта.

Число пассажиров на «Окружной» выросло с 2 тысяч в 2015 году до 43 тысяч человек в сутки в 2022 году, то есть более чем в 21,5 раза.

Однако, несмотря на рост популярности, новый ТПУ не отвечал современным стандартам. Из-за отсутствия единого пересадочного контура пассажирам приходилось идти по улице около 10 минут.

Для решения этой проблемы была проведена масштабная работа по интеграции отдельных станций в единое комфортное транспортное пространство.

3 ноября 2022 года первых пассажиров принял второй (северный) вестибюль станции метро "Окружная", объединенный с южным вестибюлем станции МЦД-1 и станцией МЦК. Одновременно с ним заработал северный вестибюль станции Окружная МЦД-1, интегрированный со станцией МЦК.

  • Теперь пересадка организована в теплом контуре по принципу "сухие ноги", а ее время сократилось в несколько раз. В частности, для пересадки с МЦД на метро необходимо будет пройти 100 метров вместо 500, для перехода со станции метро на МЦК — 160 метров вместо 600.
  • Путь от метро до поездов "Аэроэкспресса" стал в 5 раз короче — теперь вместо 500 метров по улице пассажирам нужно пройти всего 100 метров в теплом контуре.
  • Кроме того, в 5 раз сократился путь до станции для жителей близлежащих жилых кварталов, включая новый ЖК "Поколение" — с 10 до двух минут.

По оценке специалистов, к 2025 году число пассажиров ТПУ "Окружная" увеличится до 85 тысяч человек в сутки, что в 40 раз больше, чем в 2015 году, и в два раза больше, чем в настоящее время.

При этом созданный запас пропускной способности значительно превышает прогнозируемый пассажиропоток.

Справочно: МЦК, МЦД

Московское центральное кольцо (МЦК) запустили более 5,5 лет назад. Сегодня его пассажиропоток превышает 550 тыс. человек в сутки. С 2011 года в Москве открыли 100 станций метро и МЦК, и в ближайшее время построят еще 50–60.

Московские центральные диаметры - совместный проект властей Москвы, Мособласти, РЖД, Минтранса России. Запущен в ноябре 2019 года. Всего панируется 5 диаметров.

МЦД-3 и МЦД-4 регулярно заработают до конца 2023 года.

К настоящему времени уже запущены маршруты МЦД-1 "Белорусско-Савеловский" и МЦД-2 "Курско-Рижский". Появятся еще два маршрута - МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" и МЦД-4 "Киевско-Горьковский".

Наземное метро связало Москву с областью.