В столице заработали новые объекты пассажирской инфраструктуры транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Окружная": северный вестибюль станции метро и северный вестибюль станции первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Их открыли Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров.
"Сегодня здесь открывается самый крупный транспортно-пересадочный узел на севере Москвы. Еще несколько лет тому назад была примитивная платформа, даже без навеса, одна-единственная. За несколько лет построен целый ряд уникальных объектов: новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро, МЦК, запущены Московские центральные диаметры, и сегодня все эти три вида транспорта объединены вестибюлями и переходами. Уже сегодня вместо двух тысяч пассажиров, которые раньше пользовались этой платформой, ежедневно пересаживаются около 40 тысяч человек, и в ближайшие два-три года количество пассажиров благодаря этой инфраструктуре увеличится до 80 тысяч", — сказал мэр Москвы.
Новый ТПУ стал полноценным крупным вокзалом на севере города. Благодаря ему значительно расширятся возможности для пересадки с разных видов транспорта и улучшится транспортное обслуживание около 400 тысяч жителей близлежащих районов.
Транспорто-пересадочный узел "Окружная" начали строить в 2014 году. В 2016-м открыли новую станцию Окружная Московского центрального кольца (МЦК). Еще через два года, в 2018 году, старая железнодорожная платформа Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД) была перенесена на эстакаду ближе к станции МЦК. На Окружной стали останавливаться поезда "Аэроэкспресса". Сегодня примерно 10% пассажиров пользуются этой станцией, чтобы добраться в аэропорт Шереметьево.
В том же 2018 году первых пассажиров приняла станция "Окружная" Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.
В 2019-м Савеловское направление МЖД стало частью МЦД-1. В 2021 году на станции Окружная МЦД-1 были открыты вторая платформа и вторая очередь южного вестибюля.
Таким образом, ТПУ "Окружная" стал крупнейшим пересадочным узлом севера Москвы, объединившим три станции рельсового каркаса: метро, МЦК и МЦД-1, а также маршруты поездов «Аэроэкспресса» и наземного городского транспорта.
Число пассажиров на «Окружной» выросло с 2 тысяч в 2015 году до 43 тысяч человек в сутки в 2022 году, то есть более чем в 21,5 раза.
Однако, несмотря на рост популярности, новый ТПУ не отвечал современным стандартам. Из-за отсутствия единого пересадочного контура пассажирам приходилось идти по улице около 10 минут.
Для решения этой проблемы была проведена масштабная работа по интеграции отдельных станций в единое комфортное транспортное пространство.
3 ноября 2022 года первых пассажиров принял второй (северный) вестибюль станции метро "Окружная", объединенный с южным вестибюлем станции МЦД-1 и станцией МЦК. Одновременно с ним заработал северный вестибюль станции Окружная МЦД-1, интегрированный со станцией МЦК.
По оценке специалистов, к 2025 году число пассажиров ТПУ "Окружная" увеличится до 85 тысяч человек в сутки, что в 40 раз больше, чем в 2015 году, и в два раза больше, чем в настоящее время.
При этом созданный запас пропускной способности значительно превышает прогнозируемый пассажиропоток.
Московское центральное кольцо (МЦК) запустили более 5,5 лет назад. Сегодня его пассажиропоток превышает 550 тыс. человек в сутки. С 2011 года в Москве открыли 100 станций метро и МЦК, и в ближайшее время построят еще 50–60.
Московские центральные диаметры - совместный проект властей Москвы, Мособласти, РЖД, Минтранса России. Запущен в ноябре 2019 года. Всего панируется 5 диаметров.
МЦД-3 и МЦД-4 регулярно заработают до конца 2023 года.
К настоящему времени уже запущены маршруты МЦД-1 "Белорусско-Савеловский" и МЦД-2 "Курско-Рижский". Появятся еще два маршрута - МЦД-3 "Ленинградско-Казанский" и МЦД-4 "Киевско-Горьковский".
Наземное метро связало Москву с областью.