Правительство РФ рекомендовало регионам дать места для торговли малому и среднему бизнесу прямо у входов в ТЦ и гипермаркеты.
Киоски и другие объекты нестационарной торговли с продукцией фермеров, одеждой и обувью от российских производителей нужно открыть у дверей крупных магазинов, чтобы они могли использовать их покупательский трафик, следует из рекомендации вице-премьера, главы Минпромторга Дениса Мантурова, которая в январе была разослана главам регионов, узнал РБК. Выделять торговые места малому и среднему бизнесу власти рекомендовали на безвозмездной основе.
Правительство предлагает использовать для продвижения продукции отечественного малого и среднего бизнеса покупательский трафик крупных торговых центров и магазинов, разместив у входов в них нестационарные торговые объекты (к ним относятся, в частности, павильоны, киоски, палатки, лотки и автолавки), следует из документа. Мантуров перечисляет широкий круг предпринимателей, которым рекомендуется предоставить места для торговли у магазинов, — это производители сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермеры, производители текстиля, одежды и обуви.
Предоставлять торговые места предлагают без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе.
Часть регионов уже прорабатывают эту рекомендацию, а некоторые субъекты попросили дать под торговлю фермерам свободные площади в самих торговых центрах и сетях.
Фермерам и кооперативам, которые сами продают свою продукцию, такой механизм был бы интересен.
Однако у ретейлеров есть опасения, что прилавки и киоски испортят эстетику прилегающих территорий магазинов, что может снизить трафик и продажи, а ТЦ придется тратиться на дополнительную охрану и уборку территории.
Нестационарные торговцы фактически будут пользоваться результатами маркетинга крупного ретейла и девелоперов ТЦ, а в каких-то случаях — загораживать витрины и фасады.
К тому же размещение объектов торговли на паркинге или прилегающей территории противозаконно из-за ограничений по целевому использованию.
Эксперты указывают, что формат нестационарных торговых объектов немного устарел и нужны более технологичные решения — например, специальные фермерские рынки или оптово-распределительные центры по образцу "Фуд Сити".
X5 Group рассмотрит предложения о предоставлении мест у своих магазинов для нестационарных объектов торговли с учетом экономического эффекта. Сети, которыми управляет компания, уже поддерживают сбыт фермерской продукции в рамках проекта "Фермерский островок" (торговля в формате "магазин в магазине") и через торгово-закупочные сессии, а также сдают в субаренду торговые площади в магазинах, добавляют в компании.
Представитель "Ленты" сообщил, что ретейлер ежегодно проводит сезонные ярмарки на парковках своих гипермаркетов, но текущую инициативу по предоставлению мест для нестационарных торговых объектов комментировать не стал. РБК направил запросы ретейлерам "Магнит" и Metro Cash & Carry.
Меж тем, в Москве с 2011 года активно развивается ярмарочная торговля, как круглогодичная, так и периодическая, в том числе по выходным дням, и фестивальная, где производители и фермеры со всех регионов РФ и стран ЕАЭС могут без арендной платы представить свою продукцию.
В Москве с 2011 года развивается целая система разного типа ярмарок, где фермеры со всей территории России и стран ЕАЭС могут реализовывать свою продукцию.
Круглый год в Москве открыты межрегиональные ярмарки. На них продают товары со всех регионов России, а также из государств — членов Евразииского экономического союза.
Каждому участнику бесплатно предоставляется торговое место.
Площадки ярмарок оформляются в разных стилях, таких как: "Франция", "Ампир", "Купеческий", "Нео-русский", 'Крым", "Индия", "Эко", "Япония", "Фермерская ярмарка" и "Замок".
Наиболее распространены 2 вида ярмарочных площадок: на 14 и 30 торговых мест. Две самые большие площадки круглогодичных ярмарок расположены: в районе Новые Черемушки – 39 торговых мест и в районе Соколиная гора – 68 торговых мест, включая кафе и зону мастер-классов.
На начало 2023 года в Москве работают 63 круглогодичные ярмарки в отапливаемых крытых помещениях.
Практически половина районов Москвы имеют такие площадки - своего рода районные мини-центры с фестивальной и спортивной инфраструктурой вокруг. Это часть программы "Мой район".
Такие места позиционируются как потребительские кластеры поблизости от дома. Некоторые из них открыты в составе фестивальных площадок, на территории которых есть также катки в зимний период, роллердромы летом, фестивальные городки, точки общественного питания.
⚒Создают центры из быстровозводимых конструкций, они оснащены системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также холодильным оборудованием. При необходимости павильон можно будет быстро разобрать и использовать площадку для других городских проектов.
??Круглогодичные ярмарки работают в основном с 10:00 до 20:00 шесть дней в неделю (понедельник — санитарный день).
?Привозят продукцию производители из Москвы, Московской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Ростовской, Рязанской, Тамбовской областей, Чувашской Республики, а также из трех стран СНГ, включая Армению.
◽️За 2022 год на межрегиональных ярмарках впервые приняли участие представители 5-ти регионов РФ, такие как: Иркутская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Республика Алтай, Республика Калмыкия.
?В период пандемии COVID-19 ярмарки в Москве продолжали работу.
Помимо этого, в Москве с апреля по декабрь работают ярмарки выходного дня (с 08:00 до 21:00). На них в пятницу, субботу и воскресенье продают мясо, рыбу, овощи, фрукты, ягоды, молоко, яйца и хлеб.
Всю продукцию производят в России или на территории Евразиийского экономического союза (в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии). Овощами и фруктами здесь торгуют сами фермеры или небольшие предприятия.
В 2022 году в сезон работало 65 таких ярмарок.
Также с апреля по декабрь трижды в месяц в московских районах проводят региональные ярмарки — на них работают представители отдельных регионов.
В традиции столичных мероприятий все крепче укореняется ежегодный цикл красочных фестивалей под открытым небом "Московские сезоны". Они приурочены к празднованию таких общероссийских праздников, как Новый год и Рождество, праздник Пасхи, День Великой Победы и другие.
Также в столице регулярно проводятся фестивали, посвященные временам года и сезонным мероприятиям, среди них - "Московская весна", "Московское лето", "Золотая осень".
Главной целью торговой программы мероприятий цикла "Московские сезоны" является популяризация товаров отечественного производства в сферах народно-художественных промыслов, легкой текстильной промышленности, фермерского хозяйства. Как правило, в ассортимент ярмарочных шале входят качественные продукты питания, товары для дома, детские товары, сувенирная продукция.
Фото: АГН Москва