В России осталось не более 20-30 тыс. новых машин иностранных брендов, их хватит на месяц продаж, сообщают "Известия" со ссылкой на ассоциацию "Российских автомобильных дилеров".
На складах у дилеров почти не осталось машин средней ценовой категории привычных для россиян брендов, таких как Kia, Hyundai, Toyota, Renault, Volkswagen.
Склады автоцентров серьезно истощились, осталось совсем немного автомобилей: где-то пять экземпляров тех или иных брендов, где-то десять. Автоцентр средней руки раньше продавал около 30 машин в месяц. Дефицит составляет 1,1 млн машин.
Судя по всему, истощение запасов происходит ускоренными темпами. Так, в середине ноября "Московский часовой" писал, что вавтосалонах России машин массового сегмента европейских, американских и японских брендов хватит максимум на четыре месяца, если их поставки не будут возобновлены. Некоторые модели уже практически закончились.
Нишу европейских и японских автопроизводителей уже начали занимать китайские компании. При этом поставки корейских автомобилей все еще осуществляются, но дальнейшая их судьба остается туманной.
Однако в целом это не покрывает все потребности.
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Начиная с весны текущего года, после начала Россией специальной военной операции на Украине, большинство западных компаний, включая автомобильные, стали покидать российский рынок.
На российском авторынке к концу 2022 года остались только 14 брендов из 60 представленных до начала спецоперации, узнали "Известия". При этом из оставшихся в России брендов только три являются отечественными: Lada, ГАЗ и УАЗ. Остальные китайские: Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda. Подробнее об этом - в материале "Московский часовой".
СПАСАЕТ ЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ
Действует параллельный импорт, однако его эффект оказывается не столь значительным. В основном он концентрируется на частном "перегоне" из Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии.
Как пишут "Известия", в автосалоны машины из дилерских центров стран ЕАЭС "неохотно поставляются в Россию".
Возможно, причины в длинном плече поставок по сравнению с частным перегоном (автовозы на границе Грузии с Россией, а это единственный транзитный путь из Армении, стоят по полмесяца и более в среднем) и более высокой ценой машины у автодилеров по сравнению с "частниками", говорят опрошенные "Московским часовым" эксперты.
По данным "Известий", из-за трудных путей поставок и высокой пошлины цена на дешевый автомобиль поднимается как минимум на 10%. Люди не готовы переплачивать.
В то же время все больше образуется разрыв между платежеспособным спросом и ростом цен на автомобили на фоне складывающегося дефицита. Так, например, в одном из салонов корейской KIA в Москве рассказали "Московскому часовому", что если в декабре прошлого года новый кроссовер KIA Seltos 2020-2021 года средней комплектации можно были купить за 1,8-2 млн рублей, то сейчас меньше, чем за 3 млн руб., найти нереально.
Между тем, до сих пор влияет глобальный тренд на фоне пандемии 2020-2021 гг., когда цены из-за вынужденного простоя заводов также ощутимо выросли.
Повлияла и осенняя мобилизация в РФ, при этом спрос до сих пор не восстановился: он упал почти на 20% по итогам сентября-октября.
Фото: РИА Новости