В Звенигородском Манеже открылась выставка "Преображенная природа. Пейзаж XIX-XX вв. из собрания Русского музея", передает корреспондент "Московского часового". Это уже вторая экспозиционная акция в данном пространстве, которое открыто после долгой и бережной реставрации всего чуть более года назад — весной 2023 года.
Некоторые полотна как петербургского Русского музея, так и Звенигородского музея-заповедника, были отреставрированы специально для выставки в Одинцовском округе Подмосковья. При этом часть картин впервые покинули хранилища Русского музея. Всего выставлено 40 работ.
На экскурсии по выставке можно узнать о первоначальном влиянии итальянского пейзажа на русскую живопись первой половины XIX века и о постепенном переходе в середине XIX века интереса у русских живописцев к родной природе, о глубоком символизме пейзажного жанра и о стилистических особенностях каждого из представленных художников.
На открытии были замечены видные деятели культуры, в том числе Иван Глазунов — Заслуженный художник России, профессор, завкафедрой исторической живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.
Экспозиция включает работы художников разных эпох и стилей. Здесь есть все: от закатов и восходов до гроз и штормов. Помимо шедевров Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Федора Васильева, Льва Лагорио здесь можно увидеть работы их учеников и последователей, продолжающих традиции русской пейзажной живописи в новых стилистических ракурсах.
Выставка "Преображенная природа" интересна принципом построения экспозиции: картины здесь подобраны не по авторам, не по художественным направлениям и даже не по хронологическому принципу. Основополагающим фактором в подборе материала стали именно сюжеты картин, связанные с различными типами пейзажа.
Так появились тематические блоки экспозиции:
Одна из целей выставки — в наш быстротечный век "замедлить" человека, заострить внимание на действительно важном. "Чтобы он осмотрелся, ахнул и сказал: какая красота, какой я счастливый человек, что живу на планете Земля", — объяснил куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея, хранитель фонда живописи второй половины XIX – начала XX вв. Сергей Кривонденченков,
Запечатлевая переходные состояния природы, отечественные мастера живописи пытались передать как спокойствие и умиротворенность, так и бурный характер природы. Сопоставление работ именно в этом сюжетном ключе позволяет зрителю познакомиться с развитием русской пейзажной школы в динамике, в параллельных измерениях различных художественных стилей и направлений, говорится в материалах организаторов.
Поэзию природы в живописи на выставке сопровождают стихотворная поэзия русских классиков – Евгения Баратынского, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Ивана Бунина, Софьи Парнок и других. Музыкальным дополнением к этим двум стихиям творчества служит фортепьянная музыка Сергея Прокофьева и фильм, специально подготовленный для выставки, — в нем фрагменты картин словно оживают в сюжетах природы, снятых современными кинооператорами.
Организаторы отмечают, что экспозиция неразрывно связана с городом, его прошлым и настоящим. Кураторы советуют рассматривать ее как часть общего опыта знакомства с пейзажной атмосферой самого Звенигорода. Выставка располагается в историческом здании городского манежа, памятника гражданской архитектуры первой половины XIX века. Здесь можно также познакомиться с постоянной исторической экспозицией "Звенигород от земли до неба", выполненной по высоким современным стандартам с интеграцией мультимедийных и интерактивных элементов.
Пейзажная экспозиция перетекает в пленэры самого города. Некогда на месте современной "Русской Швейцарии", как с XIX века называют Звенигород, был ледник, с его таянием сформировался узнаваемый холмистый рельеф так называемых москворецких нагорий, которые придали городу особую живописность и вдохновляли на создание пейзажных зарисовок немало художников прошлого и настоящего.
В городе никогда не было крупного промышленного производства. Он всегда был островком дачной тишины. Благодаря этому он сохранил историческую планировку старинных улиц с трогательной провинциальной малоэтажностью и природной красотой. Неотъемлемую часть современного Звенигорода до сих пор составляют леса, рощи и просторные луга.
Именно поэтому город не раз выбирали для съемок кинематографисты. Здесь, в частности, были созданы кадры "Соляриса" Андрея Тарковского (они отражены в комнате-панораме музея в Манеже), "Войны и мира" Сергея Бондарчука, а также "Бориса Годунова", "Ларца Марины Медичи", "Вечного зова" и десятка других картин.
Звенигородский музей-заповедник — один из старейших и самых посещаемых музеев ближнего Подмосковья. В совокупности с другими культурными институциями научные сотрудники учреждения вместе с нынешним директором Еленой Кожевниковой делают все возможное, чтобы сохранить не только архитектурные достопримечательности города, но и его уникальные историко-культурные ландшафты и изумительную природу. Сейчас эта задача имеет несколько составляющих.
До настоящего времени историческая часть музея находится на территории Саввино-Сторожевского монастыря. Почти сто лет из поколения в поколение сотрудники музея посвящают свои профессиональные знания и опыт сохранению и реставрации памятников обители, изучению и популяризации культурного наследия Звенигородской земли. В состав архитектурного ансамбля входят в том числе и Царицыны палаты – памятник светской архитектуры середины XVII века. В 1846 году в первом издании, посвященном истории монастыря, они были обозначены как "Царские чертоги государыни Марии Ильиничны", которые строились по приказу царя Алексея Михайловича Романова. Царь избрал Саввино-Сторожевский монастырь своей загородной резиденцией. Во время богомольных выездов в монастырь в Царицыных палатах останавливалась первая жена Алексея Михайловича ( Тишайшего) — Мария Ильинична Милославская с семейством и свитой.
Вне стен обители музею принадлежит небольшое выставочное пространство — Звенигородский манеж. Он располагается сразу при въезде в исторический центр города. Прежде, в XIX веке, постройка использовалась как продовольственные склады для местных купцов. После проведенной в 2023 году реставрации этот объект культурного наследия стал красивым и современным выставочным зданием. Именно здесь сейчас проходит выставка знаменитого Русского музея "Преображенная природа".
В последнее время в медийном пространстве все чаще появляются сообщения, что, возможно, до конца 2025 года весь комплекс музейных зданий в Саввино-Сторожевском монастыре, в том числе уникальные Царицыны палаты, перейдут к РПЦ. При таком исходе произойдет масштабное перемещение основных зданий музея-заповедника , которое законодательно потребует от Правительства Московской области масштабных имущественных и финансовых решений, выделение новых служебных и экспозиционных площадей.
Однако представить Царицыны палаты вне стен монастыря вряд ли получится. Есть ли другие исторические места и здания в городе, которые могли бы стать также интересны, как архитектурный ансамбль?
Звенигород — город с богатейшей историей, но значимых исторических мест в первозданном виде сохранилось не так уж много. В окрестностях города есть знаменитая усадьба Введенское, именно здесь после революции был создан первый музей. Сейчас это здание принадлежит пансионату мэрии Москвы, но ходят слухи, что комплекс периодически выставляется на продажу. Идеальное место, которое, конечно, требует реставрации.
Есть и второй вариант. Он отображен в концепции музея — это создание Музейного квартала с реконструкцией старинной улицы уездного Звенигорода. Это возможно в случае передачи в ведение музея-заповедника комплекса ценных градообразующих зданий бывшей звенигородской больницы, которые давно устарели с точки зрения современной медицины. В галерею этих построек входит и деревянная постройка XIX века, в которой одно время земским врачом работал А.П. Чехов. Специалисты по сохранению историко-культурного наследия готовы реконструировать эти здания, а музейщики создать здесь Первый в России музей земской медицины и музейный квартал с открытым фондохранилищем для привлечения внимания многочисленных туристов и популяризации музейных профессий.
Усадьба Введенское и чеховская больница, по мнению экспертов, — два наилучших пути при развитии предполагаемого сценария.
Фото: пресс-служба и сайт Звенигородского музея-заповедника, "Московский часовой".