Оборот электронной коммерции за 2022 год вырос почти на 30% по сравнению с показателями 2021 года, составив 4,98 трлн рублей. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) прогнозирует продолжение роста в 2023 году.
На российские маркетплейсы пришлось 4,81 трлн рублей. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж составила 11,6% против 9,2% в начале 2022 года.
Чаще всего в интернете россияне покупают электронику и бытовую технику – 22% в общем объеме продаж. На втором месте по популярности мебель и товары для дома - 18,3%, на третьем - одежда и обувь - 14,5%. Далее идут продукты питания, товары для красоты и здоровья.
Заметно увеличился спрос на следующие категории: ювелирные изделия и часы (рост в 3,3 раза), инструменты и садовая техника (рост в 3 раза), аксессуары (рост на 94%), спорттовары (рост на 90%), зоомагазины (рост на 76%).
В общем объеме покупок на Москву приходится 19,4%, далее идет Московская область (10,7%), Санкт-Петербург (7%), Краснодарский край (4,7%), Ростовская область (2,6%), Свердловская область (2,6%).
Помимо повышения интереса покупателей к обычным товарам, на маркетплейсах стали чаще покупать люксовые подделки. За 2022 год россияне приобрели рекордное количество контрафактных товаров. Тренд в большей степени затронул категории премиальных брендов.
Специалисты аналитического сервиса маркетплейсов Moneyplace рассказали, что за прошлый год продажи подделок Louis Vuitton выросли на 28300%, Burberry - на 14900% и Polo Ralph Lauren - на 8450%.
Интерес к сознательному приобретению подделок появился в марте 2022 года. Специалисты связывают это с кризисом и санкциями. По словам аналитиков, россияне в стрессе склонны к импульсивным покупкам, несмотря на необходимость экономить. Товары, продаваемые под известными брендами, становятся все более привлекательными с точки зрения цены и поэтому востребованными.
В целом в 2022 году россияне стали чаще совершать покупки на маркетплейсах. Так, количество активных покупателей на "Яндекс Маркете" выросло на 43%, до 14 млн на конец 2022 года. Такой рост объясняется уходом зарубежных брендов, развитием параллельного импорта, большим ассортиментом товаров, а также удобным интерфейсом и развитой логистикой крупных платформ.
Также маркетплейсы отмечают рост новых продавцов. В IV квартале 2022 года количество продавцов увеличилось в 1,5 раза. Например, по данным площадки "Яндекс Маркет", в том году количество активных продавцов увеличилось на 83% и составило 43,7 тыс.
Помимо этого, специалисты отмечают тренд на мультиплатформенность. Все больше предпринимателей предпочитают работать сразу на нескольких онлайн-площадках. Это позволяет селлерам больше зарабатывать.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков