Служба социальных координаторов появится во всех стационарах столицы - сейчас она работает в 17 московских больницах.
В рамках этой службы специалисты оказывают помощь москвичам с момента госпитализации до оказания необходимых социальных услуг после выписки из стационара. Для обращения к координаторам не требуется подавать заявления — они сами выявляют запрос пациентов и проактивно приходят к ним на помощь.
"Организовать сотрудничество здравоохранения с работниками социальных учреждений мы впервые опробовали в период COVID-19. Такой формат взаимодействия открыл новые перспективы. Оказалось, что медики и социальные работники могут очень успешно коммуницировать, помогать друг другу в работе, тем самым повышать качество оказываемых услуг. Мы начали применять такой подход и в обычных условиях", — рассказала заммэра Москвы Анастасия Ракова.
Такой подход будет также реализован и в шести новых скоропомощных медицинских комплексах. Они будут работать по новому стандарту оказания экстренной помощи, который предполагает делать акцент на пациентоориентированности. Для этого в медцентрах появятся социальные координаторы, диагностические процедуры будут проходить непосредственно у койки пациента, а его родственники смогут расположиться в уютных комнатах отдыха, кафе, а при необходимости обратиться к психологу. Первых пациентов уже в январе 2023 года примут скоропомощные комплексы при Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и городской клинической больницы имени В.В. Вересаева.
Социальные координаторы взяли на себя все немедицинские вопросы и помогают пациентам, нуждающимся в поддержке. В первую очередь это одинокие пожилые, люди с инвалидностью, пациенты после тяжелых операций, бездомные — все те, кто нуждается в профессиональном уходе. Социальную помощь могут получить все, кому она необходима.
С момента создания пилотной программы более 13 тысячам пациентов оказали необходимую поддержку: от поиска родственников до содействия в получении социальной помощи в надомной или стационарной форме после выписки.
Сотрудники социальных служб узнают о том, что человек нуждается в помощи, или от самого пациента, или от врачей. Далее координаторы устанавливают, какие есть ограничения в самообслуживании, и определяют, какую помощь нужно оказать. Благодаря взаимодействию со столичными социальными службами удается подобрать адресную поддержку в каждом конкретном случае — вплоть до направления пациента после выписки в стационарное учреждение соцзащиты, если он нуждается в профессиональном уходе.
Пока пациент находится на лечении, специалисты решают вопросы признания его нуждающимся в соцподдержке. В случае необходимости ему помогают восстановить документы, найти родственников, которые могли бы взять на себя заботу о нем, и оказывают помощь в период госпитализации. После выписки из больницы социальные службы продолжают сопровождение москвичей, которым требуется дальнейшая помощь. Например, сопровождение в учреждении соцзащиты, помощь в получении технических средств реабилитации и другая поддержка. В этом помогают специалисты центра социального обслуживания по месту жительства.
Работа социальных координаторов помогает пациентам преодолеть стресс и решить бытовые вопросы во время госпитализации. Это снимает немедицинские вопросы с врачей, которые смогут уделять больше времени непосредственно лечению пациентов.