Российские отели отказались оплачивать услуги сервису Booking.com за февраль - Московский часовой
08:57 25.04.2022

Российские отели отказались оплачивать услуги сервису Booking.com за февраль

Сервис на фоне временного сворачивания бизнеса в ситуации событий на Украине отключил от своей системы российские гостиницы в один день, сообщив, что счет за февраль будет выставлен позже из-за сбоев в оплате.
Российские отели отказались оплачивать услуги сервису Booking.com за февраль

Российская гостиничная ассоциация и Лига малых отелей, хостелов и туристического жилья направили соответствующее письмо гендиректору сервиса онлайн-бронирования отелей Booking.com Гленну Фогелю.

"Booking.com, будучи голландской компанией, вынуждена приостановить предоставление туристических услуг в России в связи с возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране", — такое заявление сделал сервис 5 марта 2022 года на фоне событий на Украине. По сути, Booking запретила пользователям выбирать отели и хостелы на территории РФ. Под ограничения также попала Белоруссия.
Тем не менее компания не отключила российскую аудиторию целиком — для пользователей по-прежнему доступно бронирование номеров в других странах.

Сервис отключил от своей системы российские гостиницы в один день, сообщив, что счет за февраль будет выставлен позже из-за сбоев в оплате.

В личном кабинете российских компаний на Booking.com хранились сведения о клиентах за 20 лет работы. Сервис не просто отключил гостиницы от своей системы, но и заблокировал работу кабинета. Компании остались без данных о гостях.

С одной стороны, сервис первым грубо нарушил обязательства перед российскими партнерами и те понесли убытки. С другой — российский бизнес может проигнорировать оплату в ответ на шаг Booking. Но обе стороны надеются на возобновление работы, и в этом случае может возникнуть ситуация, что компаниям, которые сервису не заплатят по счетам, будет сложно вступить с Booking в прежние рабочие отношения, отмечают эксперты и юристы.

Есть ли альтернативы

Впрочем, в последние годы гостиницы активно развивают альтернативные каналы продаж — прямые, рекламу в социальных сетях и так далее. К этому их подтолкнула пандемия, когда они жили в период жестких ограничений. Тогда отели стали стремиться к сокращению расходов, ведь Booking — затратная расходная статья.

Переход на отечественные сервисы бронирования гостиниц — частично рабочий вариант, считают эксперты.

На рынке есть несколько заметных игроков:

  • "Яндекс Путешествия",
  • "Островок",
  • "Броневик",
  • "Туту.ру",
  • недавно подобные сервисы запустили РЖД и Ozon,
  • по бронированию мест размещения - Tvil.ru, Hotels.ru, HotelLook,
  • Услуги по краткосрочной аренде частного жилья и даже обмену домами предоставляют 9flats, Wimdu, Vrbo, Tripping, Agoda и др. Впрочем, "Известиям" в указанных сервисах не удалось найти ни одного варианта размещения в Москве.
  • Альтернативой в этом случае может стать посуточная аренда жилья от Avito. Сайт объявлений запустил такую услугу еще в 2018 году в преддверии чемпионата мира по футболу. Все операции можно провести онлайн: выбрать жилье, связаться с хозяином и забронировать недвижимость, внеся предоплату за первый день. Посуточно арендовать квартиру также предлагают "Циан", "Суточно.ру", "Яндекс.Недвижимость".

Но в целом у этих компаний предложение сильно ограничено и есть существенные недостатки в пользовании. Сделать аналог Booking — задача сложная из-за нехватки профильных IT-специалистов, считают отельеры.

Однако есть и противоположные мнения. Так, Крым восемь лет работал с периодическими отключениями со стороны Booking и постоянно с какими-то ограничениями, и никто не разорился. Более того, отечественные сервисы бронирования стали более популярными и востребованными, получив новые возможности для развития.

В сообществе Travel Startups считают, что уже сейчас в среднем около четверти онлайн-бронирований происходит на сайтах отелей и доля "прямых" клиентов только будет расти.

Уход крупного игрока

Долгое время голландский сервис оставался лидером на российской рынке бронирования номеров — на него приходилось около 60–70% всех резервов. По данным арбитражного суда города Москвы, в 2018 году выручка Booking.com в России составляла 11,3 млрд рублей.

В августе 2021 года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) оштрафовала администрацию Booking.com на 1,3 млрд рублей за злоупотребление доминирующим положением в отрасли.

Во время расследования ФАС установила, что компания «навязывала гостиницам, отелям и хостелам условия договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров». Для гостиниц это означало, что они не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Также при формировании стоимости отель вынужден учитывать и комиссию сервиса — в среднем она составляет 20%.

Фото: piqsels