В Выставочном зале Медиацентра, расположившегося в парке "Зарядье", в конце апреля открылся проект "Античность. Система координат".
Выставка представляет собой собрание произведений живописи, скульптуры, литературы и графики XIX века, а также эксклюзивные вещи, созданные в период с I века до н. э. по II век н. э.
Событие приурочено к 105-ой годовщине Государственного музея-заповедника "Архангельское", именно оттуда были привезены экспонаты. Коллекция Юсуповых долгие годы хранилась в Архангельском под Москвой, которым до 1917 года владели Юсуповы. Проект поддержан Министерством культуры РФ.
Ознакомиться с произведениями искусства и погрузиться в атмосферу "русской античности" можно до 4 августа 2024 года.
Античность стала фундаментом для развития мировой культуры. В этот период появляется этическая и эстетическая концепция восприятия жизни, начинает свой путь наука и искусство, философия и религия. В Древней Греции и Древнем Риме развивается мифология, которая впоследствии вдохновляет творцов различного периода – от Средневековья до современности. В эпоху Просвещения возвращение к античному мировосприятию и его переосмысление стали определять сознание, систему координат, европейской и, в частности, российской культуры.
В конце XVIII – начале XIX вв. князь Николай Борисович Юсупов путешествовал по Европе и стал заниматься коллекционированием. Многие экспонаты, привезённые им, находятся в Эрмитаже, где он стал директором в 1797 году. Что-то он оставлял в своей коллекции. Большая часть этой экспозиции состоит именно из работ, привезённых Николаем Юсуповым-старшим из Италии, Испании, Португалии и других крупных европейских стран. Знакомство с известными творцами и философами того времени стало одним из важных факторов начала коллекционирования работ, где переосмысливается роль античности в искусстве.
Отношение российского общества к плодам Эллады и Римской империи в годы жизни князя менялось. Сначала аристократическое общество слепо следовало веяниям европейской моды. Впоследствии, во время правления Александра I и приближения Отечественной войны 1812 года, дворянское сословие стало видеть в античности прообразы христианской нравственности и событий истории Российского государства. Образы и мифологические сюжеты древнего греко-римского мира стали приводиться в параллель с современными для них событиями. Причастность к наследию эллинов и римлян оправдывала покровительство грекам и народам, входившим в орбиту Византийской культуры. Общество видело сходство с этой идеологией в противоборстве "защитника этических норм" Александра I с "разрушителем и вандалом" Наполеоном Бонапартом.
Выставка "Античность. Система координат" состоит из трёх залов, каждый из которых позволяет взглянуть на традиции античности либо с этической стороны, либо с эстетической.
Первый зал представляет собой своего рода картинную галерею. В "этетической" половине пространства представлены живописные полотна Антониса ван Дейка, Франциско Ксавьер Рамоса, Помпео Батони, Франсуа Лемуана и многих других известных итальянских и испанских художников. Картины в основном изображали сюжеты древнегреческих мифов, например, легенду об Амуре и Психее, Апполоне и Дафне или миф-гипотезу об отношениях Афродиты и Ареса. Есть изображения жены Николая Юсупова-старшего Татьяны Васильевны Юсуповой, чьи портреты в духе античности были написаны на заказ.
Посетители могут увидеть картину Луи Гоффье "Орфей". Это единственное произведение мастера в российском музейном фонде.
"Этическая" же половина зала представлена картинами Арман-Шаль Каафа, Николы де Куртейль и других творцов живописи. Картины повествовали о реальных исторических событиях, происходящих в Древнем Риме. Считалось, что те, кто рассматривает иллюстрации, должен был не просто изучить сюжет, но и найти глубинный этический смысл. Например, в картинах Паоло Пагани "Пленение Софонисбы" и "Смерть Софонисбы" рассказывается о трагичной судьбе дочери карфагенского царя, которая предпочла выпить яд вместо того, чтобы стать пленницей римлян.
Помимо картинной галереи в этом зале можно увидеть редкие скульптуры I века до н.э. – II века н.э. Но основную часть скульптурных произведений можно наблюдать в следующем зале.
Второй зал был посвящён скульптурам коллекции Николая Борисовича Юсупова-старшего. В "этической" части можно увидеть бюсты великих деятелей Античности: Еврипида, Марка Аврелия и Гомера. Бюст Гомера был создан швейцарским скульптором Луи-Жак Галле. По окраинам расположены бюсты холерика и меланхолика – полярных темпераментов. Основная мысль заключается в том, чтобы показать то, как те истоки, которые зародились в Античности, повлияли на развитие науки и психологии в целом.
"Эстетическая" же часть посвящена бюстам героев древнегреческих и римских легенд, а также скульптурным изображением российских императоров в виде богов Олимпа: так черты лица Екатерины II легли в основу создания бюста богини Афины, Екатерины I – богини Артемиды, а черты Александра I – бога Аполлона. Удивительным фактом стало то, что Медуза Горгона нечасто ассоциируется с каким-то "антагонистом" в мифологии, а считается образом-покровителем. Оказывается, Медуза – это древнегреческое имя, Горгониада – это образ защитницы-покровительницы, а змеи, которые были вместо волос, – символ мудрости.
Может оказаться откровением, что раньше скульптуры были цветными. После того, как мастер создавал своё произведение, он использовал краску на натуральной основе (чаще всего охру – железистый минерал) и раскрашивал их. Но погодные условия и многие другие факторы смывали цветной пигмент, и сегодня практически все скульптуры предстают в цвете мрамора. Кстати, среди экспонатов есть бюст девушки неизвестного матера, чья одежда была выполнена с добавлением оникса.
Рядом с историческими вещами соседствуют работы современных художников Алексея Морозова и Антона Чумака, которые создали статуэтки трёх кариатид, оказавшихся в современных реалиях.
На выставке также представлены графические изображения с раскопок. Три иллюстрации Пиронези показывают процесс происходящего, естественно, немного в приукрашенном виде. Особенностью одной из зарисовок стали литеры на самом изображении и расшифровка этих литер. Такая техника предназначалась для того, чтобы делать пометки о том или ином предмете, который был найден в процессе раскопок. Изображение людей там тоже неслучайно: несмотря на то, что в археологических работах не должны были принимать участие непрофессионалы, многие влиятельные персоны могли там гулять и тоже присматриваться к находкам. Оказывается, и Николай Борисович Юсупов-старший был на раскопках в Помпеях.
Важной составляющей выставки стала библиотека Юсуповых. Она содержит в себе множество научных античных работ и коллекционных книг. Одной из них стала книга Шарля Лебрена, посвящённая походу Александра Македонского. Лебрен как мастер гравюр создавал очень крупные зарисовки, масштабные работы. Самую большую из них можно увидеть на выставке, а с помощью мультимедийных экранов – изучить и саму книгу.
Отрывки из произведений русской литературы и европейских исследований помогают сориентироваться в системе координат и расшифровать заложенные в неё идеи. Возможно, поэтому проект имеет такое название.
Третий зал можно считать кульминацией выставка. Именно здесь впервые полностью представлены фрагменты росписей "Лоджии Рафаэля" в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези. Точная копия 13 корпусов поражает искусностью и филигранностью изображений. Кажется, прорисована каждая деталь, не упущен ни один штрих. В "Библии Рафаэля" насчитывается 52 сюжета, объединённых единой темой — историей заветов между Богом и людьми. В этом их ценность. Интересно то, что иллюстрации были развешены в том порядке, в каком они висели в Юсуповском дворце (в кабинете Феликса Юсупова), где бюст Рафаэля Санти заменяет дверной проём.
Ещё одним важным экспонатом стала иллюстрация Егора Острова, работающего в технике линейного растра. Его перерисовка "Над Афинской школой" Рафаэля Санти доказывает шедевральный статус картин эпохи Возрождения.
Интересна эта работа тем, что Санти показывал исторических персонажей через образы своих современников: Аристотель – это Леонардо да Винчи, рядом Платон в образе Лоренцо Бернини, под образом Еврипида кроется Микеланджело и др.
После смерти князя Николая Юсупова-старшего жизнь коллекции продолжилась благодаря потомкам: Борису Николаевичу Юсупову, Николаю Борисовичу Юсупову-младшему и Зинаиде Николаевне Юсуповой. Искусство XVI-XIX вв, принципы которого воплощены в собрании, позволило удержать героев античной мифологии в памяти человечества. Под их влиянием сформировались в том числе жанр исторической живописи, а также стиль неоклассицизм.
Экспозиция позволяет посетителям проникнуться эстетикой античности, ознакомиться с основными сюжетами и познать эволюцию взглядов на идеологию периода Древней Греции и Древнего Рима представителями русской аристократии XIX века. Удивительно, но и сегодня творцы переосмысляют вклад античной цивилизации, используют элементы и детали того времени в своих произведениях.
Материал и фото: Валерия Курсикова, волонтёр социокультурной инициативы "Время Человека", специально для "Московского часового".