Фото: mos.ru
Театр "Содружество актеров Таганки" и Московский театр на Таганке снова объединились. В конце 1980-х в театральном коллективе произошел раскол, и часть труппы организовала новый театр.
Недавно артисты двух трупп выступили в одном спектакле, премьера которого состоялась 30 сентября — в день рождения основателя театра Юрия Любимова.
Ирина Апексимова является директором Театра на Таганке с 2015 года, а в 2020 году была назначена руководить еще и театром "Содружество актеров Таганки". Это решение позволило консолидировать управление двумя зданиями, которые раньше являлись одним целым, с общими коммуникациями.
?"За год моего руководства двумя театрами стало совершенно понятно, что наступило время собирать камни. Это очевидно показал успех премьеры спектакля “Земляничная поляна”, когда актеры некогда единой труппы вновь выходят на сцену вместе. Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом. Мы все наследники легендарного Театра на Таганке и должны вместе идти вперед, помогая и поддерживая друг друга", — рассказала Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке.
Она напомнила, что 40 лет назад у знаменитой Таганки появилась большая и по тем временам высокотехнологичная сцена. Тогда никто не предполагал, что это событие повлияет на раскол театрального коллектива.
Изначально в Москве в 1946 году был создан Московский театр драмы и комедии.
Московский театр драмы и комедии на Таганке был создан 23 апреля 1964 года. В его труппу вошли выпускники Театрального училища имени Бориса Щукина. Их дипломный спектакль "Добрый человек из Сезуана" поставил Юрий Любимов, который и стал главным режиссером театра. С момента основания театр разрабатывал новый сценический язык. Юрий Любимов привел в труппу тогда молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знаменитых артистов.
Спектакли Любимова отличались от привычных советскому зрителю и приобрели широкую известность, но сталкивались с недовольством советских властей. Несколько постановок были запрещены. В 1983 году Любимов дал за границей критическое интервью о жизни в СССР, через год его уволили из театра и лишили советского гражданства. В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу.
Главным режиссером Театра на Таганке стал Анатолий Эфрос.
После смерти Эфроса в начале 1987 года его место занял артист Николай Губенко. Он хотел, чтобы театр возглавлял Любимов, и сумел добиться его возвращения на родину. Однако затем между Губенко, который вскоре был назначен министром культуры СССР, и Любимовым вспыхнули разногласия насчет будущего театра, в конфликт втянулись артисты. В итоге труппа распалась на две части: одна осталась с Любимовым на старой сцене, другая во главе с Губенко организовала в 1993 году "Содружество театра на Таганке".
Театр на Таганке и "Содружество актеров Таганки" — это де-факто одно здание, один комплекс, одни коммуникации. Однако 30 лет множество дверей и помещений было перекрыто.
В последние годы в Театре на Таганке работает лаборатория "Репетиции" — проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссеров, а репертуар пополнился спектаклями "Золотой дракон" Леры Сурковой, "8 (Восемь)" Сергея Чехова, "Старший сын" Дениса Бокурадзе. Иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит" получил три премии "Золотая маска" — первые в истории театра. А в 2018 году Максим Диденко — один из самых востребованных российских режиссеров — представил постановку "Беги, Алиса, беги" по мотивам стихов Владимира Высоцкого. Спектакль получил премию "Золотая маска" в номинации "Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре".