Мультимедийная выставка "Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы" открыта с 30 января 2024 года государственным музеем Л.Н. Толстого в 61 павильоне ВДНХ. В отличии от основного, традиционного "толстовского пространства", экспозиция на северо-востоке Москвы привлекает посетителей разных возрастов своей мультимедийностью и нестандартностью.
На первый взгляд, выставка кажется небольшой, всего в ней три зала: центральный, зал "Война" и зал "Мир". И куда бы вы впоследствии ни пошли, начало экскурсии (которая предоставляется музеем) и весь философский базис заключён в центральном зале.
Первое, что можно заметить, войдя в центральное помещение, – это огромный шар с различными мультимедийными изображениями. Наравне с аудиальным сопровождением цитат из романа "Война и мир" он привлекает посетителей к философии гения русской и мировой литературы.
Во многом этот эпизод вдохновил создателей экспозиции -- "МузейМедиа" и художника Александра Конова -- оформить эту яркую деталь и раскрыть суть философии писателя: каждый сопричастен "общей жизни", каждому необходимо подчинить свою свободу Божественной воле.
Как только вы опускаете взгляд, перед вами оказывается картинка, которая меняет своё изображение в зависимости от угла просмотра: под одним ракурсом оживает "война", под другим – "мир". Но раскола в этом изображении, как и в романе, нет: посередине остаётся неподвижным пишущий своё вечное произведение Лев Толстой.
В центральном зале расположены черновики романа, первые издания, которые на тот момент критиковались современным Толстому обществом.
Если обернуться ко входу, то здесь показана дихотомия бытия в картинах: с одной стороны вы заметите портрет Наполеона, а с другой – изображение Александра I, и каждый из них сопровождается цитатой из романа-эпопеи.
На стене, соприкасающейся с залом "Война", расположились рисунки известных французских и русских военачальников Отечественной войны 1812 года. Та стена, что граничит с залом "Мир", украшена рисунками прототипов героев. Оказывается, Пьер Безухов и Андрей Болконский – образы собирательные, а Наташа Ростова писалась с сестёр Берс – Софьи Андреевны (жены писателя) и Татьяны Андреевны, в то время как семьи Ростовых и Болконских (в первых редакциях Волконских) были созданы по прототипу предков самого Льва Николаевича. Украшением зала стали костюмы Андрея Болконского и Наташи Ростовой от партнёра выставки – Большого театра.
Но самое интересное начинается в момент, когда посетитель решается выбрать зал, с которого начнёт своё погружение в атмосферу первой четверти XIX века. Мы пойдём по стопам Льва Николаевича, который начал свой роман с "Мира": эпизода из салона Анны Павловны Шерер.
Мультимедийные экспонаты привлекают внимание среди множества картин, например, доска-карта, где можно увидеть, по каким адресам современной Москвы расположились основные локации мирной части романа.
Здесь у посетителей есть возможность попробовать танцевальные движения на паркете, повторяя их за парой на большом экране. Также можно сразиться в карточной дуэли, как Николай Ростов, а также узнать много нового о дуэлях и масонстве того времени. Ну а "красавцем" этого зала стало чучело волка, которое отсылает нас к эпизоду с охотой. Лев Николаевич обожал такой активный отдых, поэтому в тексте используется множество профессиональных слов, среди которых были и "крепкие выражения".
Когда все экспонаты зала "Мир" изучены, пора перейти на другую сторону выставки – в зал "Война". Эта часть посвящена описанию Отечественной войны 1812 года в романе. Конечно, как истинный гуманист, Толстой не признавал войну как нечто должное: "Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", и на войне он ценил нравственные качества людей, большая часть из которых отразилась в образе Кутузова, в противовес Наполеону.
Чтобы узнать, на кого из двух ведущих деятелей той войны вы похожи, можно пройти викторину. Множество мультимедийных вставок и карт позволяют познакомиться с историческими сведениями, в частности, тонкостями Бородинского сражения, о пожаре в Москве, и даже рассмотреть карикатуры на французов.
Нельзя сказать, что философия зала основана на достижении победы русскими. Скорее, экспонаты и преподнесение исторических данных схоже со взглядом Льва Толстого: местами спорное, но отчётливо показывающее морально-нравственное превосходство русских солдат и военачальников над армией Наполеона.
В выставке фигурирует упоминание постановок, киноработ и прочих произведений искусства, связанных с "Войной и миром", что может помочь тем, кому непросто осилить великое 4-томное произведение.
Сегодня выставка "Лев Толстой. Война и мир. Ожившие страницы" стала местом обновления зашоренных взглядов на привычные экспонаты музеев и признанную мировую классику литературы. Она будет интересна и для юных читателей, и для посетителей преклонного возраста, в независимости от того, впервые он погружается в культуру музеев, или человек уже стал завсегдатаем подобных мест. Даже тем, кто ещё не успел прочитать роман, эта выставка будет интересной и полезной.
Прийти в 61 павильон на ВДНХ можно в любой день согласно расписанию, указанному на сайте. Предполагается, что выставка продлится около 5 лет и периодически будет дополняться новыми экспонатами. Вход до завершения выставки "Россия" (до 8 июля 2024 года) бесплатный.
А мы желаем всем любви к литературе и призываем хранить и уважать культуру нашей страны.
Репортаж, фото: Волонтёр социокультурной инициативы "Время Человека" Валерия Курсикова специально для "Московского часового".