Уже осенью 2023 года в России может появиться возможность заключения краткосрочных полисов ОСАГО. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
"Мы слышим от потребителей, что в силу определенных причин для такси, каршеринга, перевозчиков, для каких-то граждан есть потребность краткосрочного страхования, чтобы была возможность заключить договора ОСАГО на короткий период времени", — сказал Уфимцев.
По его словам, краткосрочные полисы появятся в ближайшее время, может быть, осенью этого года. Это позволит отдельным гражданам или категориям автовладельцев "пользоваться несколько другим подходом".
В апреле этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому полисы ОСАГО можно будет заключать на период от одного года до месяца.
Депутаты от фракции ЛДПР отмечают, что многим водителям легче заплатить штраф 800 рублей за отсутствие полиса, чем покупать ОСАГО более, чем за 5 тысяч рублей.
Сегодня заключить договор ОСАГО на срок менее одного года можно только в нескольких случаях.
✔️ Во-первых, если водитель купил или унаследовал машину и едет до места регистрации транспортного средства, ему разрешается оформить страховку на срок не более 20 дней.
✔️ Во-вторых, это могут сделать иностранцы с автомобилем, зарегистрированным в другом государстве. Они могут приобрести страховку на пять дней, один, три или шесть месяцев.
✔️ В-третьих, закон об ОСАГО предусматривает возможность сэкономить на цене страховки, заключив договор на год, но при этом использовать машину в течение определенных коротких периодов — не менее трех месяцев.
Однако бывают ситуации, когда полис нужен на более короткий срок. Например, в тех случаях, когда запланирована поездка или нужно перегнать автомобиль из одного города в другой. В таких случаях водитель должен заключить договор ОСАГО на год, а затем расторгнуть его.
Помимо этого, к осени ожидается запуск системы видеопроверки наличия полисов ОСАГО. Евгений Уфимцев рассказал, что сейчас главное — обеспечить бесперебойную работу системы и исключить вероятность ошибок. Этим занимается рабочая группа под руководством Центробанка.
"Задача осени — по запуску, потому что технически мы готовы, но очень большая боязнь запустить процесс, по которому будут вопросы у потребителя, связанные с тем, что мы неправильно выписали штраф, например, не собственнику, а водителю, или не на тот автомобиль", — рассказал президент РСА.
По словам Уфимцева, этот вопрос является "очень социальным". Первое время проверка будет осуществляться только у тех водителей, которые нарушили правила дорожного движения.
Кроме того, сейчас обсуждается увеличение штрафа за езду без ОСАГО. Так, замминистр финансов Алексей Моисеев считает, что ситуация со штрафом давно назрела. Его необходимо повысить до экономически разумного уровня. По его словам, штраф должен быть сопоставим со стоимостью полиса и составлять около 5000 рублей.
Моисеев также отметил, что решить проблему можно и без существенного увеличения суммы. Отсутствие ОСАГО — это "длящиеся нарушение", и можно штрафовать водителей "за каждую камеру" на пути. В таком случае штраф может остаться в размере 800 рублей.
Фото: АГН Москва