Полиформатная культурно-историческая акция в музейно-выставочном комплексе "Волоколамский Кремль" 22 апреля была приурочена к действующей с 24 декабря 2022 года экспозиции "Одна эпоха – две цивилизации" и была посвящена связи России и Италии XV-XVI веков. Об этом говорится в материалах организаторов.
Интегральное мероприятие включило в себя помимо действующей тематической экспозиции, состоящей из интерактивных моделей изобретений Леонардо да Винчи, картин, антикварных изданий, специально подготовленные новые форматы: исторические обзоры, экскурсы специалистов музея и РГГУ, поэтическое и музыкальное посвящения, модное дефиле одежды и презентацию коллекции часов, а также однодневную экспозицию редчайших пишущих инструментов.
"Полиформатная культурно-историческая акция в музейно-выставочном комплексе "Волоколамский Кремль" подводит итог почти полугодовой работе экспозиции "Одна эпоха – две цивилизации", к которой все эти месяцы был очень большой интерес. Выставка будет работать до 12 мая 2023 г. В рамках мероприятия в выставочном комплексе участники акции и гости музея смогли погрузиться в интереснейший исторический период становления русского государства, узнали о культурных связях Московии с итальянскими городами эпохи Возрождения, увидели переплетение культур и традиций конца XIV — начала XVI веков — периода тесных контактов двух цивилизаций. Здесь мы вспоминаем великие имена знаменитых итальянских архитекторов эпохи Возрождения, которые долгие годы жили и работали в Москве — Аристотель Фиораванти (Фрязин) (1415-1486), Антонио Солари (ок. 1445 - Москва, май 1493), Пьетро Франческо (период 1460-1520). Возможно, что многие имена итальянцев связаны и с древними стенами Волоколамского Кремля, ведь Волоколамск даже старше Москвы. Итальянские архитекторы, по замыслу Ивана III, прежде чем приступить к созданию новых шедевров, должны были внимательно изучить русскую культу и архитектуру и создать свой новый необыкновенный и неповторимый стиль", - рассказал директор музея Виктор Ивченков.
Соорганизатор выставки, директор Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ) РГГУ и крупнейшего на пост-советском пространстве музея Леонардо да Винчи "3DaVinci" Сергей Кувшинов пояснил, что акция призвана показать связь истории и культур двух государств через разные формы восприятия и освещения. Глава МИНОТ РГГУ отметил, что ранее подобная акция, посвященная синтезу эпох, цивилизаций и культур, прошла в день рождения Леонардо да Винчи 16 апреля 2022 года в московской усадьбе Люблино. Подобные полиформатные акции о синтезе культур и эпох РГГУ планирует проводить не менее раза в год.
"Мы хотели показать тесное интегральное переплетение культур России и Италии, которое особенно явно формируется в XV веке при Иване III. Это и период становления государственного самосознания Руси на исходе эпохи татаро-монгольского ига, и готовность активно принять опыт европейских мастеров, соединив его с творениями русских, собственных гениев и строителей. Так, например, появился уникальный облик Успенского собора Московского Кремля: архитектура итальянца Фиораванти сплелась с росписями русского иконописца Дионисия. Что говорить о заложенной идее и облике стен Кремля Москвы, которые теперь – символ российской столицы и сплав итальянской инженерной мысли и традиций русского зодчества, которые тщательно изучал этот талантливый «мигрант». При этом экспозиция и акция обобщает тему двух цивилизаций: мы в целом говорим об итальянском Возрождении, показывая модели изобретений Леонардо да Винчи, письменные приборы эпохи Ренессанса, а также поднимаем тему русского возрождения – в смысле объединения русского государства, появления самостоятельного духовного и культурного пути, когда появляется идея идентичности "Москва – третий Рим", - пояснил идею акции Кувшинов.
Исторический экскурс искусствоведа, к.и.н., доцента кафедры истории и теории культуры РГГУ Ирины Захарченко как раз был посвящен теме двух гениев-современников России и Италии - Дионисия и Леонардо да Винчи. Специалист отметила, что Дионисий со своими учениками расписал собор Воскресения Христова в Волоколамском Кремле, построенный в 1480 году. Она подчеркнула, что обоих творцов можно назвать гуманистами, но если Леонардо да Винчи таковым назывался явно и так же явно проявилась в Италии эпоха Возрождения, то Дионисий был представителем духовной культуры в эпоху русского Предвозрождения, но при этом его фигура столь же харизматична, как и итальянского коллеги и смысл его деятельности и работ по сути можно назвать проявлением гуманизма. Понятие Предвозрождения ввел советский и российский ученый Дмитрий Лихачев. Захарченко отметила, что русское Предвозрождение и итальянский Ренессанс были связаны с поиском собственных корней, при этом для Руси – это было обращение к "домонгольскому периоду", корням религиозным, связи с Византией, и именно тогда зарождается понятие "Москва – третий Рим".
В Волоколамском Кремле впервые были представлены поэтический и музыкальный "диптихи" — это посвящение Дионисию и теме взаимодействия двух цивилизаций России и Италии. Авторами этих произведений выступили члены общественной социокультурной инициативы «Время человека»: создатель поэтико-драматургической авторской системы "Гении Мира", член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии Анастасия Павлова и композитор-неоклассик Тигран Джагер.
"Участники социокультурной инициативы "Время человека", созданной почти год назад, не раз за это время принимали участие в ряде крупных российских и международных мероприятий, а также организовывали фестивали и акции, посвященные темам "Гении мира", "Возрождение человека", где в том числе затрагивали тему инклюзии в мир культуры для людей с ОВЗ. Идеолог темы "Гении мира" Анастасия Павлова ранее посвятила пьесы и поэмы Леонардо да Винчи, а теперь прозвучало новое посвящение - русскому гению Дионисию. Перекрестье культурных дорог России и Италии отразилось в еще одном ее стихотворном посвящении, одноименном названию акции "Одна эпоха – две цивилизации". Эта же тема "перетока" культур двух цивилизаций запечатлена в неосимфоническом "диптихе" композитора Тиграна Джагера. Первая часть прозвучавшей композиции названа "Москва – Третий Рим", она основана на современном прочтении исконных русских звуков – гуслей, колоколов, рожка - и навеяна мотивами музыкальных фраз, записанных первым собирателем русских песен Киршей Даниловым. Вторая часть – это универсальный эпос о драме и праве взаимодействия правителя и мудреца: эта тема объединяет биографии Леонардо да Винчи, его дружбы с королем Франциском I, Дионисия как призванного Иваном III придворного иконописца, Аристотеля Фиорованти, ставшего «гениальным архитектором-мигрантом» при дворе Ивана III", - рассказала сопредседатель социокультурной инициативы "Время человека" Надежда Геращенко.
Действующая с декабря 2022 года выставка "Одна эпоха – две цивилизации" как "ядро" состоявшейся 22 апреля 2023 года акции развернута на двух площадках: в краеведческой экспозиции и в выставочном комплексе.
Здесь представлены военные и строительные машины, механизмы Леонардо да Винчи из музея "3DAVinci" РГГУ, выполненные по технологии аддитивной печати по рисункам мастера, в том числе экспонаты, разработанные совместно с Российской государственной библиотекой для слепых, для тактильного освоения людьми с ограниченными возможностями по зрению.
Отдельный зал музейно-выставочного комплекса экспонирует картины российских художников, написавших виды Италии, а также антикварные издания трудов Леона Баттисты Альберти, Витрувия, Леонардо да Винчи, Д. Мережковского, М.М. Филиппова и др.
На многоформатной встрече посетителям также представили однодневную уникальную экспозицию "Итальянский Ренессанс в лимитированных пишущих инструментах". Здесь были показаны эксклюзивные перьевые авторучки, посвященные эпохе Возрождения, творческим гениям Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и их окружению. Ручки лимитированных серий изготовлены всемирно известными мануфактурами с использованием самых новейших ювелирных, декоративных, производственных и инженерных технологий.
Вечер завершился дефиле "Возрождение Стиля" дизайнера Натальи Тур при участии "Студия Март", на котором представили модели женской одежды, выполненные в русской и итальянской стилистике XV-XVI веков, а дизайнер Галина Блахина показала уникальные украшения и аксессуары из натуральных камней, кружева, жемчуга и биссера.
В визуальной части также была показана коллекция наручных часов "Русский модулор" - историческое и архитектурное явление взято за основу дизайна циферблата. Термин означал пропорциональный строй архитектурных сооружений, основанный на пропорциях человеческого тела. Символом этого подхода являлся "Мерный Ангел Живого Квадрата". Коллекция — это дань творцам эпохи времен Ивана III.
Соорганизаторами мероприятия выступили Международный институт новых образовательных технологий (МИНОТ) РГГУ, Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией, Московский комитет Общества "Данте Алигьери", Международное молодежное общество "Дружба Италия – Россия".
(Материалы и фото организаторов)