В Москве утвердили предмет охраны Мемориального музея одного из самых загадочных композиторов российской и мировой культуры, мистика и провидца А.Н. Скрябина.
В документе перечислены все архитектурные элементы, детали оформления, планировка и интерьер дома, где жил великий композитор. Здание XIX — начала XX века имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, оно расположено по адресу: Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1.
"В 2022 году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Скрябина. Программу к юбилею подготовил мемориальный музей, который на протяжении века хранит и изучает его наследие. Для города важно сохранить исторический облик и интерьер дома, где жил и работал знаменитый композитор. Предмет охраны предполагает, что реставрировать здание можно только с учетом этого документа", — рассказала заммэра Москвы Наталья Сергунина.
Специалисты детально изучили дом, выявили особенности планировки и конструкций, композиционное решение здания и вид его фасадов.
Кроме того, эксперты отметили архитектурно-художественное значение интерьеров особняка. Они включили в предмет охраны капитальные стены, перегородки, перекрытия, лестницу и убранство комнат — обои, дубовый паркет и мраморные подоконники.
В предмет охраны вошла также мемориальная доска на фасаде здания. Она была установлена в 1916 году.
Современники называли композитора Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая "Мистерия" должна была длится 7 дней и начать отсчет времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею.
В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму "Прометей". Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить свое визуальное восприятие в поэме: сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой — "Luce".
До сих пор осталось загадкой, почему он заключил договор об аренде жилья на Арбате на 3 года, хотя использовались тогда большие сроки, и договор мистическим образом истек 14 апреля (27 апреля по новому стилю) 1915 года, в день смерти Скрябина. Уход композитора был стремительным, в течение 7 дней, ровно столько, сколько должна была длится его "Мистерия", и по трагической случайности: он боялся всю жизнь инфекций, но умер от сепсиса после удаления... прыща на лице.
Композитор арендовал квартиру у яркой и неординарной личности - профессора, ученого-латиниста Апполона Апполоновича Грушкá (1870 - 1929). Именно он в 1915 году, после кончины А.Н. Скрябина, сохранил квартиру для осиротевшей семьи композитора. Он стал членом первого Общества друзей музея, постоянным участником всех его памятных дат, неоднократно выступал в защиту и поддержку музея.
Одноэтажный дом с подвалом и антресолью построили в 1820-х годах. В начале XX века его перестроили по заказу домовладелицы Елены Грушки. Проект разработал архитектор Сергей Воскресенский. Здание расширили пристройками и надстроили вторым жилым этажом.
Последним его владельцем был профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета Аполлон Грушка. Второй этаж сдавался внаем. Семья Грушки занимала квартиру из шести комнат на первом этаже. Он жил там до 1920 года. Дом профессора посещали философ Николай Бердяев, писатели и поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам и Борис Пастернак, а также деятели театра Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров.
В апреле 1912 года сюда въехал Александр Скрябин со своей семьей. Он занимал несколько комнат на втором этаже. Их обстановка была выдержана в стиле модерн. В гостиной стоял рояль, здесь часто собирались гости. На званых вечерах композитор любил играть свои произведения. Особенным успехом пользовалось домашнее исполнение поэмы "Прометей". Жена Скрябина Татьяна Шлецер вела партию света на специально созданном световом круге из лампочек, обмотанных цветной бумагой и тканью. Игра света дополняла музыку. Световой круг сегодня хранится в Мемориальном музее, его можно увидеть в постоянной экспозиции.
Через год после смерти Скрябина на этом доме была установлена мемориальная доска. Торжественное открытие Государственного мемориального музея имени Скрябина состоялось 17 июля 1922 года. Вещи, которые окружали композитора при жизни и были ему дороги, остались на своих местах.
(Фото: Mos.ru)