Московский НПЗ станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом в Европе - Московский часовой
15:09 29.06.2022

Московский НПЗ станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом в Европе

В ходе третьего этапа модернизации Московского НПЗ будет построен комплекс глубокой переработки нефти. Также создадут новые рабочие места.
Московский НПЗ станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом в Европе

Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом не только в России, но и в Европе. Об этом заявил Сергей Собянин во время посещения Московского НПЗ. В мероприятии принял участие председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков. 

"Собственно, это даже не реконструкция, это строительство нового завода на месте старого. Потому что ничего от старого оборудования здесь, как я понимаю, не остается. За эти годы, начиная с 2011 года, мы прошли огромный путь. Я очень благодарен компании, которая так активно последовательно внедряет новейшие технологии на этом заводе. Значительно улучшается экология, в том числе и Москвы-реки, и атмосферы, и глубина переработки, и качество топлива", — отметил градоначальник.

Сегодня реализуется третий этап модернизации завода — самый сложный, технологичный и финансово емкий. Несмотря на экономические сложности, санкции, этот процесс не останавливается, с учетом того, что большая часть оборудования — российского производства.

Доля продукции предприятия на топливном рынке Москвы составляет более 40%. Завод в Капотне играет важную роль в экономике города, являясь крупнейшим налогоплательщиком среди промышленных предприятий. Здесь работают около 2,3 тысячи человек.

Причал станет прогулочным

Для доставки крупногабаритных грузов, необходимых для реконструкции завода, Московский НПЗ построил на берегу Москвы-реки грузовой причал. После окончания реконструкции он будет преобразован в причал для рейсовых и прогулочных пассажирских судов. А окружающая территория станет еще одним зеленым парком у воды.

В настоящее время на специальный причал доставляют грузы более чем из полутора десятков российских регионов. В частности, 22 июня 2022 года из Санкт-Петербурга (Ижорский завод) была доставлена колонна весом более 1200 тонн, изготовленная из высокопрочной стали. В Книге рекордов России был зафиксирован факт перевозки самого тяжелого груза по Москве-реке.

Этапы модернизации и зачем она нужна

Комплексная модернизация Московского НПЗ началась в 2011 году, когда он вошел в состав "Газпром нефти". Работы планируется завершить до 2025 года. Их цель — достижение лучших стандартов эффективного производства и экологической безопасности. По сути, на месте старого завода создано современное производство. Из эксплуатации последовательно выводятся устаревшие объекты и запускаются современные промышленные комплексы.

С 2011 по 2020 год проходили первые два этапа модернизации, в результате которых предприятие в 4 раза сократило нагрузку на окружающую среду. Эти меры значительно улучшили условия проживания жителей московских районов Капотня, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городов Дзержинского, Котельники, Люберцы и других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от завода.

Еще в 2013 году Московский НПЗ ликвидировал исторически накопленные нефтесодержащие отходы производства — более 180 тысяч тонн. 

В 2020 году было завершено строительство высокотехнологичного комплекса переработки нефти «Евро+». Новый компактный энергоэффективный комплекс «Евро+» заменил пять морально устаревших установок (так называемое малое технологическое кольцо), построенных еще в 60-х годах прошлого века.

Впервые в России построен единый комплекс нефтепереработки полного цикла — от подготовки сырой нефти до производства автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина.

На данный момент завод обновлен на 80 процентов, а через три года это будет полностью новое предприятие После этого глубина переработки нефти вырастет до 100%.

Совокупный объем инвестиций "Газпром нефти" в обновление мощностей предприятия к 2025 году превысит 500 миллиардов рублей.

Трудный путь к экологичности

Московский НПЗ "Газпром нефти" исторически входил в число главных источников загрязнения одного из самых промышленных районов Москвы Капотни.

Поначалу в районе завода были отстойники с испаряющимися нефтепродуктами. Загрязнялась почва, были сбросы в Москву-реку и, конечно, запахи в атмосфере. Страдали почти 800 тысяч жителей Капотни, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городов Дзержинский, Котельники, Люберцы и других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от завода.

В 2011 году, как уже было сказано выше, началась поэтапная модернизация предприятия, чтобы сократить вред экологии столицы от одного из немногих оставшихся на территории города масштабных производств и увеличить эффективность переработки.

В 2017-2018 году проблема сохраняющихся выбросов НПЗ наложилась на не менее обширную проблему перенаполнения и выбросов от огромного мусорного полигона "Кучино" Московской области.

В ноябре 2017 года неприятный запах "кислой капусты" накрыл практически всю Москву почти на сутки. Тогда полигон "Кучино" стал одним из четырех ключевых объектов, попавших под проверки в рамках межрегионального экологического расследования осенью 2017 года источников неприятного запаха, на который еще со второй половины августа того года стали жаловаться жители юго-восточных районов Москвы и Подмосковья.

Однако наряду с "Кучино" в этом списке фигурировали Московский НПЗ, Люберецкие очистные сооружения ("Мосводоканал") и мусоросжигательный завод № 4.

Фактически назревал конфликт между различными фигурантами экологической проблемы: администрациями Москвы, Московской области и "Газпром нефтью".

Поэтому к июлю 2020 года, даже несмотря на пандемию коронавируса, на НПЗ было реализовано два этапа модернизации. В рамках начала третьего Владимир Путин дал команду (в дистанционном формате) на ввод в эксплуатацию нового высокотехнологичного комплекса переработки нефти "Евро+".

Вложено более 200 млрд рублей, еще будет потрачено 160 млрд рублей.

На МНПЗ будут производиться высокоэкологичные классы бензина, дизельного топлива, авиационного керосина.

Мэрия Москвы и жители признали, что экологическая ситуация в районе завода за последние годы улучшилась. Оценивается экологами, что в 4 раза: сероводород, который отравляет и дает запахи, практически на 98% устранен. Правда, местные жители до сих пор в соцсетях жалуются, что запах в районе далёк от идеала, правда, не ясно, по какой причине.

В рамках предвыборной кампании мэра Москвы летом 2018 года Собянин признал, что Капотня - самый проблемный район города. Было решено именно с него начать новую программу благоустройства и кардинального обновления окраин "Мой район".

Поэтому параллельно с модернизацией НПЗ в 2019 году правительство Москвы провело комплексное благоустройство Капотни, в результате которого была создана улучшенная городская среда для повседневной жизни и отдыха более 33 тыс. жителей района.

Как следует из материалов мэрии, в ходе работ был благоустроен берег Москвы-реки с созданием парковой зоны и прогулочной набережной, расширена проезжая часть улицы Капотня до четырех полос движения в обоих направлениях, были приведены в порядок центральные улицы района, а также дворовые территории, обустроены 72 детские и спортивные площадки, а также четыре площадки для выгула и дрессировки собак, заменены остановочные павильоны общественного транспорта, улучшено уличное и дворовое освещение, высажены порядка 36 тыс. деревьев и кустарников. Общая площадь благоустройства составила 276,5 га.

(По материалам Mos.ru, "Московский часовой")