Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) станет самым чистым и современным нефтеперерабатывающим заводом не только в России, но и в Европе. Об этом заявил Сергей Собянин во время посещения Московского НПЗ. В мероприятии принял участие председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков.
"Собственно, это даже не реконструкция, это строительство нового завода на месте старого. Потому что ничего от старого оборудования здесь, как я понимаю, не остается. За эти годы, начиная с 2011 года, мы прошли огромный путь. Я очень благодарен компании, которая так активно последовательно внедряет новейшие технологии на этом заводе. Значительно улучшается экология, в том числе и Москвы-реки, и атмосферы, и глубина переработки, и качество топлива", — отметил градоначальник.
Сегодня реализуется третий этап модернизации завода — самый сложный, технологичный и финансово емкий. Несмотря на экономические сложности, санкции, этот процесс не останавливается, с учетом того, что большая часть оборудования — российского производства.
Доля продукции предприятия на топливном рынке Москвы составляет более 40%. Завод в Капотне играет важную роль в экономике города, являясь крупнейшим налогоплательщиком среди промышленных предприятий. Здесь работают около 2,3 тысячи человек.
Для доставки крупногабаритных грузов, необходимых для реконструкции завода, Московский НПЗ построил на берегу Москвы-реки грузовой причал. После окончания реконструкции он будет преобразован в причал для рейсовых и прогулочных пассажирских судов. А окружающая территория станет еще одним зеленым парком у воды.
В настоящее время на специальный причал доставляют грузы более чем из полутора десятков российских регионов. В частности, 22 июня 2022 года из Санкт-Петербурга (Ижорский завод) была доставлена колонна весом более 1200 тонн, изготовленная из высокопрочной стали. В Книге рекордов России был зафиксирован факт перевозки самого тяжелого груза по Москве-реке.
Комплексная модернизация Московского НПЗ началась в 2011 году, когда он вошел в состав "Газпром нефти". Работы планируется завершить до 2025 года. Их цель — достижение лучших стандартов эффективного производства и экологической безопасности. По сути, на месте старого завода создано современное производство. Из эксплуатации последовательно выводятся устаревшие объекты и запускаются современные промышленные комплексы.
С 2011 по 2020 год проходили первые два этапа модернизации, в результате которых предприятие в 4 раза сократило нагрузку на окружающую среду. Эти меры значительно улучшили условия проживания жителей московских районов Капотня, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городов Дзержинского, Котельники, Люберцы и других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от завода.
Еще в 2013 году Московский НПЗ ликвидировал исторически накопленные нефтесодержащие отходы производства — более 180 тысяч тонн.
В 2020 году было завершено строительство высокотехнологичного комплекса переработки нефти «Евро+». Новый компактный энергоэффективный комплекс «Евро+» заменил пять морально устаревших установок (так называемое малое технологическое кольцо), построенных еще в 60-х годах прошлого века.
Впервые в России построен единый комплекс нефтепереработки полного цикла — от подготовки сырой нефти до производства автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина.
На данный момент завод обновлен на 80 процентов, а через три года это будет полностью новое предприятие После этого глубина переработки нефти вырастет до 100%.
Совокупный объем инвестиций "Газпром нефти" в обновление мощностей предприятия к 2025 году превысит 500 миллиардов рублей.
Московский НПЗ "Газпром нефти" исторически входил в число главных источников загрязнения одного из самых промышленных районов Москвы Капотни.
Поначалу в районе завода были отстойники с испаряющимися нефтепродуктами. Загрязнялась почва, были сбросы в Москву-реку и, конечно, запахи в атмосфере. Страдали почти 800 тысяч жителей Капотни, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городов Дзержинский, Котельники, Люберцы и других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от завода.
В 2011 году, как уже было сказано выше, началась поэтапная модернизация предприятия, чтобы сократить вред экологии столицы от одного из немногих оставшихся на территории города масштабных производств и увеличить эффективность переработки.
В 2017-2018 году проблема сохраняющихся выбросов НПЗ наложилась на не менее обширную проблему перенаполнения и выбросов от огромного мусорного полигона "Кучино" Московской области.
В ноябре 2017 года неприятный запах "кислой капусты" накрыл практически всю Москву почти на сутки. Тогда полигон "Кучино" стал одним из четырех ключевых объектов, попавших под проверки в рамках межрегионального экологического расследования осенью 2017 года источников неприятного запаха, на который еще со второй половины августа того года стали жаловаться жители юго-восточных районов Москвы и Подмосковья.
Однако наряду с "Кучино" в этом списке фигурировали Московский НПЗ, Люберецкие очистные сооружения ("Мосводоканал") и мусоросжигательный завод № 4.
Фактически назревал конфликт между различными фигурантами экологической проблемы: администрациями Москвы, Московской области и "Газпром нефтью".
Поэтому к июлю 2020 года, даже несмотря на пандемию коронавируса, на НПЗ было реализовано два этапа модернизации. В рамках начала третьего Владимир Путин дал команду (в дистанционном формате) на ввод в эксплуатацию нового высокотехнологичного комплекса переработки нефти "Евро+".
Вложено более 200 млрд рублей, еще будет потрачено 160 млрд рублей.
На МНПЗ будут производиться высокоэкологичные классы бензина, дизельного топлива, авиационного керосина.
Мэрия Москвы и жители признали, что экологическая ситуация в районе завода за последние годы улучшилась. Оценивается экологами, что в 4 раза: сероводород, который отравляет и дает запахи, практически на 98% устранен. Правда, местные жители до сих пор в соцсетях жалуются, что запах в районе далёк от идеала, правда, не ясно, по какой причине.
В рамках предвыборной кампании мэра Москвы летом 2018 года Собянин признал, что Капотня - самый проблемный район города. Было решено именно с него начать новую программу благоустройства и кардинального обновления окраин "Мой район".
Поэтому параллельно с модернизацией НПЗ в 2019 году правительство Москвы провело комплексное благоустройство Капотни, в результате которого была создана улучшенная городская среда для повседневной жизни и отдыха более 33 тыс. жителей района.
Как следует из материалов мэрии, в ходе работ был благоустроен берег Москвы-реки с созданием парковой зоны и прогулочной набережной, расширена проезжая часть улицы Капотня до четырех полос движения в обоих направлениях, были приведены в порядок центральные улицы района, а также дворовые территории, обустроены 72 детские и спортивные площадки, а также четыре площадки для выгула и дрессировки собак, заменены остановочные павильоны общественного транспорта, улучшено уличное и дворовое освещение, высажены порядка 36 тыс. деревьев и кустарников. Общая площадь благоустройства составила 276,5 га.
(По материалам Mos.ru, "Московский часовой")