Российская гостиничная ассоциация и Лига малых отелей, хостелов и туристического жилья направили соответствующее письмо гендиректору сервиса онлайн-бронирования отелей Booking.com Гленну Фогелю.
"Booking.com, будучи голландской компанией, вынуждена приостановить предоставление туристических услуг в России в связи с возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране", — такое заявление сделал сервис 5 марта 2022 года на фоне событий на Украине. По сути, Booking запретила пользователям выбирать отели и хостелы на территории РФ. Под ограничения также попала Белоруссия.
Тем не менее компания не отключила российскую аудиторию целиком — для пользователей по-прежнему доступно бронирование номеров в других странах.
Сервис отключил от своей системы российские гостиницы в один день, сообщив, что счет за февраль будет выставлен позже из-за сбоев в оплате.
В личном кабинете российских компаний на Booking.com хранились сведения о клиентах за 20 лет работы. Сервис не просто отключил гостиницы от своей системы, но и заблокировал работу кабинета. Компании остались без данных о гостях.
С одной стороны, сервис первым грубо нарушил обязательства перед российскими партнерами и те понесли убытки. С другой — российский бизнес может проигнорировать оплату в ответ на шаг Booking. Но обе стороны надеются на возобновление работы, и в этом случае может возникнуть ситуация, что компаниям, которые сервису не заплатят по счетам, будет сложно вступить с Booking в прежние рабочие отношения, отмечают эксперты и юристы.
Впрочем, в последние годы гостиницы активно развивают альтернативные каналы продаж — прямые, рекламу в социальных сетях и так далее. К этому их подтолкнула пандемия, когда они жили в период жестких ограничений. Тогда отели стали стремиться к сокращению расходов, ведь Booking — затратная расходная статья.
Переход на отечественные сервисы бронирования гостиниц — частично рабочий вариант, считают эксперты.
На рынке есть несколько заметных игроков:
Но в целом у этих компаний предложение сильно ограничено и есть существенные недостатки в пользовании. Сделать аналог Booking — задача сложная из-за нехватки профильных IT-специалистов, считают отельеры.
Однако есть и противоположные мнения. Так, Крым восемь лет работал с периодическими отключениями со стороны Booking и постоянно с какими-то ограничениями, и никто не разорился. Более того, отечественные сервисы бронирования стали более популярными и востребованными, получив новые возможности для развития.
В сообществе Travel Startups считают, что уже сейчас в среднем около четверти онлайн-бронирований происходит на сайтах отелей и доля "прямых" клиентов только будет расти.
Долгое время голландский сервис оставался лидером на российской рынке бронирования номеров — на него приходилось около 60–70% всех резервов. По данным арбитражного суда города Москвы, в 2018 году выручка Booking.com в России составляла 11,3 млрд рублей.
В августе 2021 года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) оштрафовала администрацию Booking.com на 1,3 млрд рублей за злоупотребление доминирующим положением в отрасли.
Во время расследования ФАС установила, что компания «навязывала гостиницам, отелям и хостелам условия договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров». Для гостиниц это означало, что они не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Также при формировании стоимости отель вынужден учитывать и комиссию сервиса — в среднем она составляет 20%.
Фото: piqsels