Редко экспонируемые работы Бакста, Бенуа, Левитана, Шагала представят в Сергиевом Посаде - Московский часовой
17:29 20.12.2024

Редко экспонируемые работы Бакста, Бенуа, Левитана, Шагала представят в Сергиевом Посаде

Будут экспонироваться 42 произведения живописи и графики известных мастеров русского искусства XVIII–XX веков из Музея Академии художеств Санкт-Петербурга. Выставка дополнена экспонатами из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Редко экспонируемые работы Бакста, Бенуа,  Левитана, Шагала представят в Сергиевом Посаде

Редко экспонируемые работы русских художников с мировым именем Бакста, Бенуа и Левитана представят в Сергиевом Посаде Подмосковья c 27 декабря. Об этом говорится в пресс-релизе Сергиево-Посадского государственного историко-культурного музея-заповедника (СПМЗ), где откроется выставка выставка "Шедевры Императорской Академии художеств", представляющая произведения XVIII — начала XX веков из коллекции Музея Академии художеств Санкт-Петербурга.

Будут экспонироваться 42 произведения живописи и графики известных мастеров русского искусства XVIII–XX веков: И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, И.И. Левитан, М.З. Шагал и другие. Выставка дополнена экспонатами из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Кроме произведений основного собрания Музея Академии художеств, будут представлены работы из коллекций его филиалов: Музей-усадьба И.Е. Репина "Пенаты" и Музей-квартира И.И. Бродского. Среди них редко экспонируемые шедевры Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, И.И. Левитана, М.З. Шагала и других художников XIX–XX веков.

Выставка будет принимать посетителей с 28 декабря 2024 года до 23 февраля 2025 года.

Музей Академии художеств был создан в 1758 году, вскоре после открытия академии, и стал первым в России публичным художественным музеем. В его собрании хранились, и до настоящего времени составляют его значительную часть, произведения воспитанников, выполненные во время обучения и заграничных пенсионерских поездок, а также лучшие учебные этюды, эскизы, программы (задания на обязательные темы) на серебряные и золотые медали и на академические звания. Именно эти произведения выдающихся выпускников Императорской Академии художеств — учебные и конкурсные работы, демонстрирующие историческую ретроспективу русской академической художественной школы, — посетители смогут увидеть в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Круг имен — от И.И. Шишкина и В.Д. Поленова до В.В. Верещагина и М.В. Нестерова — позволит познакомиться с этой значимой частью собрания Музея Академии художеств.

"Загорская сессия" 1944 года

В истории Академии художеств и Сергиево-Посадского (в то время Загорского) музея-заповедника есть факт давнего сотрудничества, возникшего в годы Великой Отечественной войны, говорится в материалах СПМЗ. В феврале 1944 года по пути возвращения в родной Ленинград из эвакуации из Самарканда Академия художеств прибыла в Загорск, где преподавателям, ученикам, аспирантам и членам их семей пришлось задержаться на полгода. Уже в марте начался учебный процесс в помещениях бывшей Московской духовной академии.

Среди тех, кто в течение шести месяцев проживал и работал в Загорске, — крупные живописцы, скульпторы, архитекторы, искусствоведы, внесшие заметный вклад в развитие отечественного искусства: И.Э. Грабарь, М.К. Каргер, Н.Н. Пунин, С.К. Исаков, Р.Р. Френц, В.А. Синайский, А.Г. Матвеев, А.М. Орешников. Вместе с ними в Загорске находились их ученики: Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, Л.Ю. Эйдлин, Э.Я. Выржиковский. В индивидуальных живописных мастерских работали Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, Н.М. Чернышов.

С начала марта 1944-го профессора архитектурного факультета организовали экскурсии для студентов академии по памятникам Лавры, являвшимися в то время объектами Загорского музея-заповедника. Теплые отношения с сотрудниками музея позволили преподавателям и студентам пользоваться музейным библиотечным фондом, проводить занятия в экспозициях, изучать интерьеры соборов. Древний город и его художественные традиции вызывали живой интерес, складывались творческие и дружеские отношения с проживавшими в Загорске художниками.

"Загорская сессия" стала трамплином для многих исследователей и культурологов: студенты живописного, архитектурного, искусствоведческого факультетов защитили дипломы, преподаватели получили ученые степени.

Город оставил след в биографиях художников в удачно написанном полотне или обретенной теме. Так в творчестве А.А. Осмеркина, например, появилась "сюита о Загорске" — цикл работ, посвященных городу, окрестным пейзажам и Лавре. На выставке будут представлены две живописные работы А.А. Осмеркина, а также четыре графических листа и один живописный этюд студента В. К. Тетерина из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Шишкин И.И., Дуб в парке Старого Петергофа.

О Музее Российской академии художеств

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств — один из старейших в стране и первый в России публичный художественный музей, возникший почти одновременно с самой академией, основанной в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Учреждение с самого начала имело целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства и играло значительную роль в воспитании и профессиональной подготовке крупнейших мастеров русского искусства. Начало собранию живописи положил основатель Императорской Академии художеств И.И. Шувалов, передавший в 1758 году в Академию художеств свою коллекцию, — сто живописных работ мастеров всех европейских школ. Шувалов определил и источники дальнейшего пополнения коллекции: дары частных лиц, в том числе почетных членов академии; картины и рисунки, поступавшие от иностранных педагогов; лучшие работы профессоров и учеников ИАХ; а также произведения, исполненные по программам учреждения, становились ее собственностью. Это позволило со временем сосредоточить в стенах академического музея богатейшие собрания. Впоследствии стараниями многих деятелей отечественной культуры музею было передано значительное количество слепков с выдающихся образцов античной и западноевропейской скульптуры, картин, статуй, архитектурных чертежей и гравюр русских и иностранных мастеров. С середины XIX столетия музей стал самостоятельным — единственным в стране собранием произведений, отражающих историю русской академической художественной школы. Разнообразие его коллекций и высокие качества отдельных экспонатов определили исключительное значение в художественной жизни России.

О Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике

Музей был организован 20 апреля 1920 года. Его основу составило древнее собрание исторических и художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры. С течением времени музей не только сохранил это уникальное наследие, но и значительно его развил: собраны новые богатые коллекции русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII-XXI веков, отражающие важные пласты русской культуры. В 1992 году музей объявлен особо ценным объектом национального культурного наследия Российской Федерации.

В феврале 2024 года Сергиево-Посадский музей-заповедник получил статус федерального музея, перейдя в ведение Министерства культуры РФ. Сегодня собрание музея насчитывает около 200 000 предметов, в том числе уникальная коллекция драгоценных вкладов русских государей и выдающихся персон российской истории в Троице-Сергиев монастырь XI – XIX веков и одна из лучших в России коллекций народного и декоративно-прикладного искусства, включая произведения всех самых известных центров народных художественных промыслов России. Сергиево-Посадский музей-заповедник – один из редких российских музеев, в характере которого ярко прослеживается теснейшая связь с судьбами государства, известного монастыря и древнего города.