В Москве начали штрафовать за проезд между полос - Московский часовой
18:06 21.10.2021

В Москве начали штрафовать за проезд между полос

В Москве начали штрафовать за проезд между полос

Источник публикации фото из Франции: mototeamrussia


Точнее — по линиям технологической разметки. Причем это касается как мотоциклистов, так и автомобилистов. Камеры, которые фиксируют подобные нарушения, установили на Люблинской улице.

В департаменте транспорта обещают, что камеры появятся и в других районах города.

Там подчеркнули, что некоторые водители постоянно пытаются проехать между полос, в том числе использовать рефюж (площадку для пешеходов), которым для безопасности выделены полосы для городского транспорта. Так другие машины лишаются бокового интервала, а в случае опасной ситуации — места для маневра.

Штраф за такую езду — 1500 рублей.

Езда в междурядье

Езда в междурядье разрешена во многих странах Евросоюза, пишет портал mototeamrussia, а в некоторых её даже сдают на экзаменах на водительские права категории А. Однако, во французских ПДД езда между рядами никогда не была однозначно допустимой, просто тамошние дорожные полицейские не обращали на езду в междурядье внимания, а водители автомобилей мирились с ней.

Чуть более 5 лет назад французские бюрократы из Межведомственного комитета по безопасности дорожного движения (CISR) решили воспользоваться опытом зарубежных коллег, изучить езду в междурядье и определить правила безопасного передвижения между полосами, чтобы внести их в ПДД и легализовать таким образом междурядье окончательно.

Действовали они на основании опыта Бельгии, соседней страны с очень похожими ПДД: там междурядье легально с 2012 года. Бельгийский опыт показал, что езда между рядами ненамного опаснее езды в полосе, и легализация не повысила аварийную статистику. Более того, Бельгия поощряет езду в междурядье, поскольку она разгружает полосы, позволяя не только мотоциклистам, но и автомобилистам добираться быстрее.

Для проведения масштабного социального эксперимента езда в междурядье была разрешена в течение пятилетнего исследования в 11 департаментах Франции (всего страна состоит из 96 департаментов). Официально CISR обрисовали рамки езды в междурядье так:

  • Допускается на автомагистралях и подобных дорогах с разделительной полосой и двумя или более полосами в каждом направлении, с максимальной скоростью от 70 до 130км/ч
  • Допускается только между полосами 1 и 2 (т.е. на дорогах с тремя полосами в каждую сторону ездить можно только в левом междурядье)
  • Максимальная скорость езды в междурядье - 50км/ч, т.е. при движении потока с большей скоростью выезд в междурядье запрещён
  • В междурядье разрешено выезжать мотоциклам и трициклам с шириной колеи не более метра (т.е. на Piaggio MP3 так ездить можно, а на Can-Am Spyder или Урале с коляской - нет)

Французское правительство ставит целью снижение смертности на дорогах на 50% к 2030 году. Для этого они собирают сообщения об авариях в очень подробном виде, и по статистике, в пересчёте на километр пути мотоцикл в 20 раз опаснее автомобиля, но лишь незначительное число аварий с участием мотоцикла происходит при движении мотоцикла в междурядье. Поэтому казалось, что приведение законодательства в соответствие с имеющейся практикой вполне оправдано. Режис Гайо, префект (государственный чиновник), заявил, что “нам кажется предпочтительным изучить движение в междурядье, систематизировать его и преподавать правила такой езды в автошколах.”

Французская мотофедерация поддержала исследование, в том числе потому, что оно проходило в том числе в крупнейших городах Франции - Париже, Марселе, Бордо и Лионе, в которых живут многие члены FFMC, которые и без этого ездят в междурядье. Легализация этой практики стала бы для мотоциклистов успехом в законотворчестве, особенно ценным в свете предыдущих провалов их инициатив (например, запрета на эксплуатацию старых мотоциклов в Париже).

Эксперименты за рубежом

Условия эксперимента были разработаны CISR при участии университета Густава Эйфеля, специализирующегося на урбанистике и проблемах транспорта), Эрго-Центра - государственно-частного партнёрства, специализирующегося на разработке экспериментов и изучении мнений, и FFMC. На 11 выбранных департаментов приходится большинство больших многополосных дорог Франции, на которых регулярно возникают заторы. Ещё один департамент был выбран в качестве контрольной группы.

Эксперимент потребовал значительных усилий по информированию общественности, включая общение с водителями автомобилей и мотоциклистами на тему "Езда в междурядье: учимся делить дорогу". Одна брошюра была создана для мотоциклистов, в ней объяснялось, когда и как можно на законных основаниях передвигаться в междурядье. Пол миллиона экземпляров было распространено через мотомагазины, автошколы и на мероприятиях, а кроме того, её распространяли мотожурналы на правах рекламы.

Результаты исследования за рубежом оказались парадоксальными

Спустя пять лет результаты эксперимента были оценены Центром исследования и экспертизы рисков, природопользования, транспорта и планирования (CEREMA) и представлены Мари Готье-Меллерэ, межминистерскому делегату по дорожной безопасности Франции. Согласно отчёту CEREMA, эксперимент привёл к заметным улучшениям в обучении и поведении водителей автомобилей и мотоциклов, но, как сказала Готье-Меллерэ Федерации европейских мотоассоциаций:

Результат не соответствует нашим ожиданиям, поскольку процент ДТП на изучаемых территориях по сравнению с контрольной территорией существенно вырос в одной зоне и немного увеличился на остальных.

Конкретно число аварий с участием мотоциклов увеличилось на 12% на тех дорогах, где проводился эксперимент, и снизился на 10% на остальных дорогах этих 11 департаментов. Французские власти ожидали, что результаты эксперимента станут основанием для легализации практики езды в междурядье по всей стране, а вместо этого они были вынуждены закончить период псевдолегальности такой езды. Штраф в 135 евро и три пункта в водительское удостоверение (12 пунктов приводят к временному лишению права управления ТС) снова действуют повсеместно.

Это плохая новость для FFMC, но протесты, организованные Федерацией, были не по этому поводу. Они протестовали против формы эксперимента и интерпретации его результатов, поскольку увеличение количества аварий за 5 лет изучения не учитывало того факта, что за это время и интенсивность дорожного движения увеличилась.

Примечательно, что практически всё увеличение аварийности было зарегистрировано в одном департаменте, Жиронде, в который входит город Бордо. Власти Жиронды признали, что в этом департаменте за время исследования существенно возросло население, а следовательно - и число заторов на дороге, что неизбежно привело и к более частой езде в междурядье. Возможно, стоило учесть эту информацию и, к примеру, выяснить, как возросло количество аварий с участием только автомобилей на тех же дорогах. Этого сделано не было.