Музей "Дом винтажной музыки" отпраздновал в мае 2024-го год своей работы в собственном пространстве. С 2017 года экспозиция была выставлена на ВДНХ. Сейчас узнать историю музыки через первые ретрансляторы можно по адресу: Орджоникидзе, 1, в Донском районе юга Москвы. Необычный музей открыт при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, славится своей огромной коллекцией более чем в 4000 экспонатов.
Кристина Беленькая, владелица этого "богатства", рассказала, что у них с мужем не было цели начать коллекционировать: всё началось с одной пластинки, другой… Вот уже и граммофон дома, и два джумбокса на кухне… "Какой-то проигрыватель, десяток пластинок, с этого всё началось. Другой вопрос, эта любовь никуда не делась", – отметила хозяйка экспозиции.
Основу коллекции составили те аппараты, которые сохранились с детства и юности. "С наступлением 1990-х многие расставались с этой аппаратурой, для того чтобы приобрести какие-то новые девайсы. Мы не стали это выбрасывать и сохранили. Впоследствии было потрачено много сил на то, чтобы приобрести другие проигрыватели, радиоприёмники и пластинки, которые никогда у нас дома не находились, но которые, на наш взгляд, очень красивые, классно звучащие и хорошо отражающие период своего времени создания. Я предложила мужу сделать из домашней коллекции, которую видели только знакомые и родственники, публичное пространство, чтобы любой желающий мог прийти и увидеть это", – поделилась идеей создания музея Кристина.
Сегодня в экспозиции можно увидеть фонограф Томаса Эдисона, датируемый 1900 годом, самую большую виниловую пластинку для концертного граммофона, первую радиолу, которая работала на дистанционном пульте управления, уникальные аудиотехнические экспонаты из стран Азии, первые автомобильные магнитолы; радиолу, принадлежащую Иосифу Кобзону; проигрыватель марки "Playboy", согласно легенде, принадлежащий Бельмондо; проигрыватель, принадлежавший Швернику.
Здесь выставлен и наградной советский радиоприёмник, внутри которого находилась лампочка с изображением В.И. Ленина. Помимо этого, есть изобретения, относящиеся больше к цветомузыке, чем к классической аудиосистеме.
Удивительно то, что в отличие от других подобных мест, вся техника находится в рабочем состоянии, и во время экскурсии в этом можно лично убедиться. В конце осмотра можно зайти в воссозданную ретро-комнату времён СССР, которая вдохновлена собственной комнатой коллекционера.
Находясь буквально на цоколе, музей будто бы погружает в атмосферу уюта. Это отмечают не только гости Дома винтажной музыки, но и сами работники. "Каждый гость говорит, что он попадает не в музей, а домой, чувствует себя как дома", - поделилась сотрудник Милена.
В своё время эта аутентичность привлекла музыкальный коллектив "Astra band", которая теперь сотрудничает с музеем и радует посетителей разножанровой ретро-музыкой: от джаза до советской и итальянской эстрады.
Атмосферу поддерживает и магазин винила, находящийся рядом с Домом винтажной музыки. Там собрана большая коллекция шеллачных и виниловых пластинок, значков, раритетных магнитофонов и прочей атрибутики, которую можно приобрести. Там есть и записи классической музыки, произведения американской эстрады, даже пластинки с современными композициями.
По словам Кристины Беленькой, было проведено два исследования, чтобы узнать о существовании подобных точек в мире. Как выяснилось, существует множество похожих музеев, собраний и коллекций в России и в мире, где показана какая-то часть экспонатов. "Но таких мест, где в одном месте можно было бы увидеть, а самое главное, услышать всю историю звукозаписи и звуковоспроизведения на максимально возможных девайсах, – этого нет нигде в мире. Мы были рады открыть его в Москве, в наше стране, чтобы люди из любой страны мира могли прийти, восхититься, удивиться", – отметила Беленькая.
Согласно данным РБК, в 2022 году в России число купленных виниловых пластинок увеличилось более чем на 50%. Замечая такую тенденцию, многие российские и зарубежные исполнители вернули традицию записывать свои альбомы на пластинки помимо загрузки на стриминговые площадки. Объяснение такой неожиданной тенденции дала владелица музея:
"Во-первых, когда мы слушаем музыку в наушниках, например, на стриминговых площадках, то мы её на этот момент времени "берём в аренду". Пластинка – это вещь, с ней образуется другая эстетика восприятия. Можно пластинку подарить, написать на ней дарственную надпись. Мы часто помним, каким образом она попала к нам. Во-вторых, пластинку невозможно слушать на бегу. Мы наелись "фаст-фуда" во всех смыслах слова, мы снова хотим себя уважать, себя любить: приходить домой, садиться к проигрывателю, ставить эту пластинку или кассету и быть с ней во взаимосвязи. В-третьих, любая пластинка (если мы о них говорим) – это само по себе художественное произведение. Та последовательность песен, которая там задана, не случайна. Звукорежиссёры расставляют порядок, художники трудятся над вкладышами. Пишутся рецензии прям на этой пластинке. Сама обложка может быть и причиной скандалов и чего угодно. Пластинка как произведение искусства, никогда не умрёт".
Репортаж, фото: медиа-волонтёр Социокультурной инициативы "Время Человека" Валерия Курсикова специально для "Московского часового".