Выставка нового формата "3Da Винчи" открылась в Сергиево-Посадском музее-заповеднике - Московский часовой
18:28 04.02.2024

Выставка нового формата "3Da Винчи" открылась в Сергиево-Посадском музее-заповеднике

Это первая выставка, которую музей открыл в статусе федерального учреждения культуры, при этом она стала результатом сотрудничества московского инновационного музея-мастерской "3DaVinci", созданного в РГГУ, и Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника.
Выставка нового формата "3Da Винчи" открылась в Сергиево-Посадском музее-заповеднике

Сергиево-Посадский музей-заповедник, знаменитый своими классическими художественными коллекциями произведений церковного, русского народного и декоративно-прикладного искусства, впервые представил выставку нового формата "3Da Винчи" с уникальными экспонатами, созданными с помощью цифрового прототипирования и 3D-печати. При этом выставлены и предметы классического музейного фонда. Об этом говорится в материалах музея.

Это первая выставка, которую музей открыл в статусе федерального учреждения культуры, при этом она стала результатом сотрудничества московского инновационного музея-мастерской, созданного в РГГУ, "3DaVinci", и Сергиево-Посадского государственного музея.

Выставка посвящена синтезу искусств, наук и высоких технологий. Посетители могут погрузиться в творческую атмосферу мастерской великого инженера, художника, изобретателя и ученого эпохи Возрождения. Экспозиция открылась 3 февраля вернисажем со специальной историко-культурной программой и будет работать с 4 февраля по 14 апреля 2024 года.

Необычное соседство инноваций и классики

Выставленные объекты созданы на основе изучения российских музейных запасников и многолетних исследований Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ) РГГУ, в том числе в рамках постоянно действующего музея-мастерской "3DaVinci".

"Эта выставка - важное событие для музея, демонстрирующее единство художественного и научного творчества, без границ в пространстве и времени. Экспозиция включает предметы из фондов Сергиево-Посадского музея, содержательно связанные с образами "Тайной вечери": серебряные сосуды XV - XIX веков - 13 стаканов, по количеству изображенных на полотне Леонардо да Винчи, и 5 тарелей, что символически дополняет отсутствие сервировки стола на представленной копии известной "фрески". Также знаково с тематикой выставки перекликается и история музея: одним из его основателей более 100 лет назад был священник Павел Флоренский, которого называли "русским Леонардо да Винчи" за многогранность его творчества и научных открытий", - отметила заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Николаева.

Ключевым событием открытия стала демонстрация полномасштабной цифровой копии "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (Cenacolo Vinciano) из трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие.

"Копия выполнена посредством уникальных современных цифровых технологий, разработанных МИНОТ РГГУ, в реальном размере оригинала на основе редких хранящихся в России работ итальянского художника конца XVIII – начала XIX века Джузеппе Босси. Он много времени и сил отдал изучению творческого наследия Леонардо да Винчи, создал немало искусных копий произведений гениального художника, своего земляка. Полномасштабное цифровое печатное полотно позволяет проникнуть в тайны мастерской Леонардо да Винчи и взглянуть на всемирно известное произведение с необычной стороны", - рассказал соорганизатор выставки, директор МИНОТ РГГУ, директор музея "3DaVinci" Сергей Кувшинов.

Эта работа для Босси стала фактически последней: он долгое время работал над копией в помещении монастыря, где было сыро и холодно, поэтому заболел и вскоре умер, поведал также историк. Однако теперь мы можем увидеть то, как работа Леонардо выглядела на начало XIX века, ведь сейчас даже после реставрации оригинал сохранился лишь на 35%.

Как пояснил директор Международного учебно-научного центра перспективных медиа-технологий МИНОТ РГГУ Константин Харин, сама по себе сохранившаяся работа Босси представляет собой четыре листа картона, которые хранятся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге. "Эти копии имеют высоту примерно 2 метра 70 см и ширину 2 метра 40 см. Они были извлечены из запасников, помещены в специальное помещение, где было обеспечено равномерное освещение и сделана цифровая фотосъемка с очень высоким разрешением. После чего эти результаты съемки были обработаны, была осуществлена цветокоррекция. И после этого эти четыре листа были сшиты в один лист и файл, которые и представляют копию работы "Тайная вечеря" да Винчи почти в натуральную величину. После сшивки потребовалась небольшая доработка по цвету в связи с цифровой склейкой ряда листов: пожелтели края за прошедшие 200 с лишний лет. И поэтому была проведена работа, чтобы эти стыки не были заметны. А так работа Босси действительно неплохо сохранилась, поэтому ее возможно стало практически с оригинала сделать в таком цифровом виде", - рассказал специалист.

Культурно-исторические перформансы

Открытие выставки сопроводили культурно-исторические перформансы. Впервые прозвучала неоклассическая симфония современного московского композитора, сопредседателя социокультурной инициативы "Время Человека", Тиграна Джагера "Тайная вечеря Леонардо да Винчи - Cenacolo Vinciano".

"Композиция отразила как новозаветную драму, так и воплощенную в работе Леонардо драму всех последующих поколений человечества, его поиска смыслов и истоков многих поступков и отношений. Это драма непонятости многих гениев, каковым был сам да Винчи. Такие люди проливают свет, а дальше наш выбор, остающихся здесь, или увидеть, услышать красоту и истину мира, или закрыть себя для познания", - отметил композитор.

Атмосферу мероприятия дополнили арии из итальянских опер и неаполитанские песни в исполнении российской многожанровой вокалистки, импровизатора, члена Московского союза композиторов, солистки и артистки Президентского оркестра РФ (в 2002-2022 гг.) Екатерины Черноусовой. В начале мероприятия прозвучала утонченная версия "Ave Maria" Пьетро Масканьи из оперы "Сельская жизнь".

Необычный арт-перформанс "Образы Ренессанса" был подготовлен художниками Ириной Климовой и Нелли Филимоновой под серию неосимфоний Тиграна Джагера, посвященных Леонардо да Винчи и другим гениям. Образы эпохи Ренессанса оживили модели в авторских венецианских масках с картинами-метаморфозами творений Леонардо в руках. Стоит отметить, что в качестве моделей выступили в том числе представительницы проекта "Королевская осанка" столичной программы "Московское долголетие".

Дополненная реальность, картины, постеры

В экспозиции также можно увидеть модели машин и механизмов из музея "3Da Vinci", созданные по эскизам да Винчи и напечатанные на 3D-принтерах. С помощью технологии дополненной реальности и мобильного приложения "3Da Vinci" посетителям на своих смартфонах и планшетах удастся увидеть анимированные изобретения итальянского мастера и даже сделать селфи с ними.

Важной особенностью выставки является то, что она приспособлена для посещения людьми с ограниченными возможностями по зрению. Экспонаты можно воспринимать тактильно благодаря тому, что они выполнены с применением объемных и рельефно-графических технологий.

Многие экспонаты можно трогать, "тестировать" их работу, что крайне интересно детям.

Гостям представляется возможность осмотреть коллекцию картин российских художников, написавших виды Италии, картины итальянского художника XIX века Джованнини из фондов Сергиево-Посадского музея и галерею постеров художников-плакатистов, посвященную гению итальянского мастера.

Особое место в экспозиции занимают антикварные издания трудов Леонардо да Винчи, Д. Мережковского, М.М. Филиппова, Леона Баттисты Альберти, Витрувия из частных библиотек соорганизаторов.

Фото и материалы: Администрация Сергиево-Посадского музея-заповедника, соорганизатор Социокультурная инициатива "Время Человека".