В первом квартале 2023 года продажи электросамокатов выросли на 43% год к году, до 24,5 тыс. устройств. Ретейлеры рассчитывают, что рост продолжиться и в следующем квартале из-за сезонного спроса. Об этом сообщает "Коммерсантъ".
По данным ГК "F+ tech-Марвел", с начала этого года электросамокатов было продано на 575 миллионов рублей. Самыми популярными стали устройства Kugoo и Hiper. Их доли составили 21,9 и 13,9% соответственно. На третьем месте - Ninebot с показателем в 12,6%.
Эксперты считают, что рост продаж связан с сезонностью — летом и весной люди чаще предпочитают придвигаться на самокатах и велосипедах. Однако в дальнейшем спрос на устройства будет снижаться. На это повлияют первые штрафы за нарушение ПДД. Ужесточение правил может сказаться на продажах уже в следующем году.
С 1 марта 2023 года в России заработали новые правила движения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ).
Так, в правилах дорожного движения (ПДД) появилось новое понятие — средства индивидуальной мобильности. К СИМ относятся: электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, электроскейты, моноколёса и подобные им устройства. Обычный велосипед к ним отношения не имеет, потому что у СИМ обязательно должен быть двигатель.
К нарушителям правил для СИМ будет применяться статья 12.29 КоАП "Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения". Штраф — 800 руб. или 1,5 тыс. руб., если нарушение совершено в пьяном виде.
В сервисе аренды самокатов Whoosh считают, что законодательное закрепление роли электросамокатов как транспортного средства не приведет к снижению популярности устройств. По словам компании, пользователи сервиса уже знакомы с нововведениями в ПДД, так как эти правила работали и ранее.
Согласно данным опроса сервиса SuperJob, около трети россиян хотели бы запретить использование электросамокатов. Основная причина негативного отношения — отсутствие культуры вождения, несоблюдение скоростного режима и опасность для пешеходов и водителей. За запрет кикшеринга чаще выступают жители в возрасте 35–44 лет (41%) и доходом от 50 тыс. до 80 тыс. руб. в месяц (43%).
34% опрошенных выступили против запретов, а 29% затруднились дать ответ.
Несмотря на данные опроса, в пресс-службе сервиса Whoosh отметили, что репутация у электросамокатов все равно хорошая. Каждый год компания отмечает рекордные показатели по количеству поездок и числу пользователей. Так, в 2022 году на самокатах компании было совершено более 55 млн поездок, это почти в два раза больше, чем в 2021 году.
"Другой вопрос, что каждый инцидент с участием самокатов приковывает к себе повышенное внимание, это вызывает гораздо больший резонанс и количество публикаций. Самокаты популярны, поэтому и такое внимание тоже объяснимо", — добавил пресс-секретарь сервиса Whoosh Денис Балакирев.
Фото: АГН Москва/Авилов Александр