С 1 июня установка устройств вызова экстренных служб, подключенных к системе ЭРА-ГЛОНАСС, на иномарки, ввозимые из других стран, вновь станет обязательной для автовладельцев.
Устройство вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС уже седьмой год является непременным атрибутом новых автомобилей, произведенных в России и других странах Таможенного союза. Устанавливать кнопку SOS необходимо и на иномарки, купленные за рубежом, иначе не пройти растаможку.
Весной 2022 года это требование временно отменили из-за общемировой нехватки полупроводников для устройств. Но теперь, как уверяют в госкорпорации-разработчике, проблема с комплектующими решена.
Президент Союза автоэкспертов и оценщиков, основатель компании AutoExpert Олег Амиров поясняет это решение нескольких иначе:
"Мораторий ввели после того, как многие европейские бренды перестали отгружать нам машины, и возник вопрос, в каком направлении будет дальше развиваться рынок. Рынку дали глоток воздуха для того, чтобы он сам себя отрегулировал, чтобы не сложилось серьезного дефицита автомобилей. В итоге мы увидели, как быстро салоны заполняются китайскими моделями, получил передышку и российский автопром".
Правда, специалист не уточняет, все ли автолюбители захотят пересесть не российский и китайский автопром.
Инициаторы обязательной "кнопки" ГЛОНАСС уверяют, что затягивать мораторий — означает подвергать автовладельцев дополнительному и неоправданному риску. Кнопка SOS позволяет быстро связать водителя со службой спасения 112. "Благодаря ЭРА-ГЛОНАСС бригады экстренного реагирования в считанные секунды после аварии получают точные координаты автомобиля, что ускоряет реагирование и поиск пострадавших, увеличивает шансы сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения", — поясняют в госкорпорации АО "ГЛОНАСС". Сегодня в системе зарегистрировано свыше 9,2 млн машин — порядка 20% российского автопарка.
Правда, сами автолюбители, как говорят опрошенные "Московским часовым" эксперты, практически более чем 90% случаев в экстренных ситуациях звонят по мобильному телефону, случаи применения кнопки ГЛОНАСС предельно редки. Указывают на то, что целесообразно тогда было бы регионализировать установку кнопки - сделать обязательной при постановке на учет в регионах с плохой связью, а в Москве, например, сделать это опцию добровольной, например, для автотуристов.
Сторонники системы, меж тем, указывают, что врачи, полицейские и пожарные выезжают не только на ДТП: они, в соответствии со своими прямыми обязанностями, помогают, например, при пожаре или потопе, о котором сообщил водитель, проезжающий мимо.
Сторонники системы также заверяют, что "тревожная кнопка" стоит умеренно, рекомендованная розничная стоимость не превышает 32,5 тыс. рублей, установка и активация — до 10 тыс. рублей. Мол, отмена моратория не остановит людей, которые покупают автомобиль за миллион и больше. "При этом чем выше изношенность механизма, тем актуальнее "кнопка". Хотя бы для подстраховки", - уверен председатель Координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Однако другие эксперты говорят, что в реальности соблюсти все требования установки "кнопки" самостоятельно трудно - нужно обращаться к таможенным брокерам, в связи с чем стоимость установки все же не укладывается в указанные 42-45 тыс. рублей, а доходит до 120 тыс. рублей.
(Официальная фактология - по материалам Объясняем.РФ, часть мнений и комментариев - "Московский часовой")
Фото: piqels