Страховщики хотят ужесточить требования к автовладельцам при выборе станции техобслуживания при ремонте по ОСАГО, а также ограничить возможности отказаться от использования подержанных запчастей.
Такие предложения планируют обсудить на встрече с ЦБ уже сегодня.
Логика следующая. Закрепить в законе "безальтернативное право страховщика организовать и оплатить ремонт" автомобиля, исключив возможность отказа потерпевшего от выбора станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Если же предложение будет отклонено, увеличить продолжительность ремонта (с 30 до 60 дней) и разрешить его делать с использованием подержанных запчастей.
??Также предлагается установить, что натуральная форма возмещения применяется лишь при наличии у страховщика договора с СТОА.
?⏱Одновременно необходимо ввести обязанность потерпевшего предоставить транспортное средство для ремонта в определенные сроки, а в случае несоблюдения — предусмотреть право страховщика выплачивать возмещение деньгами.
Страховщики свою позицию мотивируют тем, что в сложившейся ситуации, когда логистика поставок запчастей усложнилась, сроки увеличились, а многих оригинальных деталей в наличии нет в принципе, возможность использования подержанных запчастей, а также отсутствие у клиента возможности отказаться от выбранной страховщиком СТОА — это чаще всего единственный способ для страховой компании обеспечить ремонт автомобиля, соблюдая установленные законом сроки.
Основными проблемами в случае применения новых правил могут стать претензии клиентов к качеству ремонта и сложности с гарантией, а также возможные вопросы с безопасностью.
Правозащитники предупреждают, что лишение возможности выбора СТОА и использование подержанных запчастей приведет к массовым отказам от ОСАГО.
Сейчас отремонтировать автомобиль полностью по "обязательной" страховке не получится.
Самая главная причина - страховщики все чаще отказывают в ремонте авто по ОСАГО.
Это происходит
?на фоне дефицита автозапчастей,
⚙️значительного увеличения сроков их поставки,
??роста цен на автозапчасти.
Запчасти для автомобилей, по данным Российского союза автостраховщиков, стали дороже с марта по декабрь 2022 года почти на 30%. На отдельные позиции, поставки которых не удается наладить по параллельному импорту, цены выросли на 200–300%.
К концу 2022 года доля компенсаций в виде ремонта по рынку приблизилась к 0%, хотя ещё в первые месяцы прошлого года составляла 9-11%, сообщили газете "Известия" в Российском союзе автостраховщиков. Улучшение ситуации возможно только в случае изменения законодательства или налаживания параллельного импорта.
К тому же сам полис становится с каждым годом все дороже. Например, осенью ЦБ снова расширил тарифный коридор по ОСАГО из-за подорожания запчастей на 26%, несмотря на сформированные резервы по выплатам. По официальным данным автостраховщиков, после введения новых тарифов цена полиса увеличилась на 10%, но на самом деле, стоимость возросла на 18-20% даже для аккуратных автолюбителей.
По данным ВСС, в декабре 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила около 91 тыс. руб., что на 23% больше, чем в декабре 2021 года. При этом средняя премия по итогам 2022 года в целом выросла на 21%, достигнув почти 7 тыс. руб. В сегменте легковых автомобилей физлиц рост средней премии составил 17%.
На этом фоне водители все чаще отказываются от ОСАГО, хоть это и чревато небольшим штрафом, из-за того, что они разочаровались в страховке.
? В ноябре 2022 года председатель партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов направил обращение к генеральному прокурору РФ Игорю Краснову с просьбой проверить эффективность работы механизмов ОСАГО.
Фото: АГН Москва